Трагедия между делом

«Ричард III» на астраханской сцене

«Ричард III» на астраханской сценеФото Рамили Абдулаевой


На последнем спектакле творческого объединения «Артель астраханских артистов» зрителей собралось вдвое больше, чем на постановках в драмтеатре или ТЮЗе. Премьера трагедии «Ричард III» состоялась в зале бывшего музыкального театра в парке «Аркадия». И это не единственное отличие нового спектакля «Артели».

Совместный проект
Артисты, задействованные в спектакле, работают в «Артели» фактически между делом — в перерывах между репетициями по основному месту работы. Помимо основного «костяка» творческого объединения — Павла Ондрина, Игоря Вакулина, Виолетты Власенко, в постановке по пьесе Шекспира заняты еще семь человек: из драматического театра (Данияр Курбангалиев, Николай Смирнов, Наталья Вавилина), ТЮЗа (Станислав Журавлев) и даже из АГУ. Это совместный проект «Артели» и театрального центра Алексея Матвеева, который и выступил режиссером.

Убивают все и всех
«Ричард III» называют монодрамой: циник и убийца Ричард как концентрация зла не просто превосходит окружающих, которые тоже могут быть названы исчадиями ада, но даже пугает их. По словам Матвеева, выбор пьесы объясняется ее актуальностью, поскольку и сегодня люди также напролом рвутся к власти.
Как рассказали «Волге» исполнители, репетиции шли достаточно тяжело: пьеса насыщена историческими реалиями, которые сложно преподнести современному зрителю. В собрании сочинений Шекспира этой пьесе предшествуют три части «Генриха VI» плюс генеалогическая таблица, помогающие разобраться кто кому приходится отцом, матерью, братом и племянником. По трупам всех своих родственников и направлялся к власти Ричард, попутно устраняя и тех своих приспешников, которые на разных этапах помогали ему. Забегая чуть вперед, можно отметить, что царствование его продолжалось лишь два года…
Но у «Артели» было желание поработать с хорошим классическим материалом. Правда, обошлось им это довольно дорого, поскольку почти все артисты во время репетиции так или иначе заболевали, а исполнитель главной роли Павел Ондрин угодил на операционный стол менее чем через сутки после премьеры. Можно объяснить это просто холодом в помещении театра, неуютным и менее удобным, чем в «драме», залом. А можно — и некоторой «отдачей» сыгранных злодеев. Ведь явных положительных героев в пьесе как бы и нет. Все находившиеся и находящиеся у подножия тронов, так или иначе причастны или будут причастны к борьбе за власть.

Безумие королей и не только
По словам Игоря Вакулина, они попытались поставить спектакль о безумии власти. Как о наркотике, который, попробовав один раз, хочется потреблять еще и еще. Остановиться невозможно. Причем чем абсолютнее власть, тем больше нужно усилий по защите ее. Убийство обесценивается, порой превращаясь в привычку. Вакулин сыграл две роли. Кларенс, брат Ричарда и короля Эдуарда VI, действует более прямо (его, так и не поверившего до конца в предательство брата, убивают одним из первых). А придворный Бекингем поначалу видит в Ричарде человека, который хочет объединить страну, доверяет ему больше, чем другим претендентам на трон. Бекингем идет за Ричардом, приводит его к трону. Но тот, даже ставши королем, уже не может остановиться на своем кровавом пути: ведь живы еще наследные принцы. Тогда Бекингем пытается ему противостоять, но также оказывается на плахе.
Похоже, все же количество убийств в пьесе настолько зашкаливало, что публика не вполне верила в их достоверность. И слова «Милорд, молитесь, надо умереть» вызывали не вполне адекватные смешки в зале. Да и война Алой и Белой розы в Англии известна ныне лишь немногим знатокам истории. Хотя люди остались теми же одержимыми азартом и пылкими страстями. И это и есть вопрос вопросов — как сделать классику современной? Вернее, понятной современникам.

Шансы для неуспевших
Хотя, судя по зрительским отзывам спектакль удался, его называют ярким, динамичным. И это отвечает состоянию исполнителей, которым все же удалось понять, что они сплотились в единую команду (что, к сожалению, не всегда происходит в спектаклях), и почувствовать хорошую энергетику. Следующий показ будет 6 марта в АГУ. Еще один вариант увидеть «Ричарда III» астраханцам — если драмтеатр включит постановку в репертуар, как это произошло с еще одним спектаклем «Артели» — «Любовь до гроба».
Кстати, совсем недавно, в середине января, артистам аплодировали на «Игре в правду» в Израиле. Теплый климат, теплый прием. Год для «Артели» начался удачно. В настоящее время творческое объединение — в поиске новых пьес для постановки, рассматривает предложения авторов..герои украиныНакопители информации Картридеры

Добавьте «Газета ВОЛГА» в свои избранные источники ⟶

Другие читаемые новости нашего сайта

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *