Продолжая традиции Сапожниковых

Продолжая традиции Сапожниковых Фото из личного архива Ивана Глазунова

Известный российский живописец – из астраханского купеческого рода

Оказалось, что Иван Глазунов – ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – имеет астраханские корни. Да ещё какие!

После недавнего визита в Астрахань (кстати, первого в жизни) он рассказал на своей странице в соцсети, что по материнской линии он – потомок знаменитых купцов Сапожниковых.

Картина размером с пятиэтажку

Живописец посетил город во время подготовки и открытия выставки «Рождение образа. Художник и театр» в Цейхгаузе Астраханского кремля. За годы существования академии в ней существенно пополнился музейный фонд, и теперь к интенсивному учебному процессу прибавился ещё и выставочный план на несколько лет вперёд.

География выставок – от Липецка до Генуи, от Костромы до Рима, от Москвы до Турина. Теперь в этом списке есть и Астрахань. Здесь представили более семидесяти полотен заслуженных профессоров, выпускников и нынешних студентов. Выставка продлится до 27 октября.

Экспозиция посвящена Году театра.

— Взаимосвязь живописи и театра стала особенно прочной в XIX веке, – рассказывает Иван Глазунов, – когда оформление спектакля стало самостоятельным видом искусства, когда реквизит и декорации перестали кочевать из одной постановки в другую. Тогда сотрудничество с художниками стало необходимостью и дало новое дыхание театральному искусству.

Один из центральных экспонатов выставки – эскиз исторического занавеса Большого театра. По нему был восстановлен знаменитый занавес к открытию Большого театра после масштабной реконструкции. Автором стал художник Владимир Чёрный, доцент кафедры академического рисунка академии. Монументальное полотно парадного занавеса считается самой большой картиной в мире, написанной маслом. Размер – 17 метров на 21 – сопоставим с пятиэтажкой. Композиция воссоздаёт решение первого занавеса Большого театра, исчезнувшего более 70 лет назад: изображено вступление Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в столицу, освобождённую от польско-шведской интервенции.

Продолжая традиции Сапожниковых

Шедевр да Винчи – в коллекции

Иван Глазунов поделился историей своей семьи, в которой соединилось много древних родов.

— Мой прапрадед Леонтий Бенуа, выдающийся петербуржский архитектор, несмотря на то, что был католиком, строил в том числе православные храмы в ярославском стиле, – поясняет художник. – И здесь на него влияние, думаю, оказала супруга, моя астраханская прапрабабушка Мария Сапожникова. Они поженились очень молодыми и всю жизнь у них была семейная идиллия, что являлось редкостью и тогда, и тем более сейчас.

Это была особая страница в истории семьи, поэтому о ней всегда помнили и ею гордились.

Продолжая традиции Сапожниковых

Отец Марии Сапожниковой Александр Петрович являлся родоначальником торговой фирмы «Братья Сапожниковы», развивал рыбные промыслы на Каспии, владел десятками пароходов, а также занимался благотворительностью, коллекционировал живопись. Кажется невероятным, но жемчужиной его коллекции была «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи.

Не чужд прекрасного был и Пётр Сапожников. Именно с него когда-то началась история знаменитого рода Сапожниковых в Астрахани. Волжский крестьянин, быстро разбогатев на астраханских соляных и винных откупах, впоследствии пожертвовал немало средств на благотворительность. Будучи старовером, он не жалел денег на украшение православных храмов: в 1812 году на его средства были сделаны «под мрамор» стены и столпы верхнего этажа Успенского собора, а в 1818 году по заказу в Петербурге были отлиты серебряные Царские врата. Историю семьи Сапожниковых хранят и изучают в астраханском краеведческом музее и картинной галерее.

Ивану Глазунову приятно чувствовать себя потомком Сапожниковых.

— Смотрю на портреты прадедов – и чувствую связь с Астраханью, с Волгой. Они были удивительно мощными людьми.

Ректор академии посетил местный музей-заповедник, добавил новые факты к семейной истории.

— Между Сапожниковыми и работавшими на их промыслах людьми сложились замечательные отношения, они занимались просвещением рабочих, строили школы, больницы.

В ближайшем будущем академия планирует организовать конференцию, посвящённую Сапожниковым и их вкладу в российскую культуру, на неё пригласят и астраханских историков.

Продолжая традиции Сапожниковых

Перенести целый храм

Сам Иван Глазунов – искусствовед, он прекрасно разбирается в русской старине, народном костюме, продолжает семейную традицию собирания и изучения предметов русского искусства.

— Я не в прямом смысле этого слова коллекционер, – признаётся художник. – Эти вещи вдохновляют меня, я использую их в живописи. Старинный костюм, одетый на женщину, преображает её. Это удивительное наблюдение, но я вижу, как человек меняется и внешне, и внутренне.

Почти 20 лет он изучает Русский Север – это экспедиции по Архангельской и Вологодской областям. Отсюда развился интерес к деревянной архитектуре.

— У меня всегда слезами обливается душа, когда вижу приготовленные к сносу деревянные крестьянские дома с заколоченными окнами. Они хранят душу старой России, – сетует Глазунов как член фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества».

В Верхнетоемском районе Архангельской области он обнаружил неучтенную в списках памятников архитектуры церковь Георгия Победоносца и организовал её перенос в московский музей-заповедник «Коломенское». Весь процесс занял 10 лет. Были сложные согласования, велись уникальные реставрационные работы и в итоге удалось спасти уникальный памятник русской северной архитектуры:

— Когда разбирали храм для перевозки, нашли закладные доски. Дата – 1638 год. Это было счастье – понять, что чутьё меня не подвело. Ещё историческая ценность в том, что сохранилась внешняя роспись, что в наше время большая редкость. Таких храмов XVII века сохранилось очень мало.

Продолжая традиции Сапожниковых

Астрахань тоже впечатлила гостя:

— Удивительный город – поволжская деревянная архитектура сочетается с монументальными особняками купцов.

Правда, трёхэтажный особняк Сапожниковых уже не найти – он уничтожен после революции 1917 года. А ведь это было одно из самых красивых зданий города, в нём часто останавливались именитые гости, в том числе и мастер приключенческого романа Александр Дюма.

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.