Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным

Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным В этом здании с 1883 года размещается Астраханский драмтеатр

Горожане страстно любили театр и даже сами писали пьесы

В Год театра стоит вспомнить о том, что Астрахань является одним из старейших театральных городов бывшей Российской империи. Но что значил театр для горожан прошлого? Чем он являлся в жизни города?

Каменный сарай
Как писал в конце XIX века краевед Адольф Штылько, «все, без чего не живет астраханец, — это карты, хористки, буфеты, отдельные кабинеты, театр». До 1810 года театра в этом списке еще не было.
А вот уже с зимы в Астрахани начал «содержать театр» отставной подпоручик Андрей Грузинов. Помещался первый «зимний театр» в частном доме купца Токарева. Хотя чаще его именуют проще — «каменный сарай». Находилось это строение по соседству с Армянским и Индийским торговыми подворьями, на том месте, где сегодня стоит многоэтажный жилой дом на углу улицы Ахматовской и переулка Театрального. Именно этому, уже не существующему, первому театру переулок и обязан своим названием.
С Андреем Грузиновым был знаком знаменитый астраханский общественный деятель Иван Варваций. Как и Варваций, Грузинов занимался благотворительностью. Уже в первые три года работы театра он организовал серию спектаклей в пользу бедных, погорельцев и инвалидов.
Все театральные постановки строго регламентировались. В начале каждого года Грузинов подавал губернатору на утверждение реестр пьес, которые хотел поставить. В первую очередь это были драмы, не все названия которых нам сегодня известны: «Торжество дружбы», «Друг несчастных», «Ромео и Юлия», «Беглец», «Агнесса и Людовик», «Эдуард в Шотландии». Список дополняли комедии XVIII-XIX веков: «Говорун», «Неудачный договор», «Неосновательная ревность», «Истинный друг» и другие.
В первом Драмтеатре ставили и оперы: «Калиф на час», «Милые философы», «Веселый башмачник».
В 1821 году дом Токарева приобрел известный армянин Углев, после чего театр стали называть Углевским. Он находился под покровительством губернатора, тот сам назначал его директоров и попечителей. Ложи абонировались на год. В том же здании помещался клуб «Благородное собрание». Неудивительно, что театр использовался и для проведения городских торжеств. Так, в день празднования дня рождения императора, в 1813 году, в театре состоялось вечернее представление для зрителей разных сословий.
Прибывший в Астрахань в 1835 году ученый Иван Бларамберг в мемуарах записал, что в светской жизни Астрахани, насчитывавшей тогда всего 45 тысяч жителей, театр играет важную роль. Сама жена губернатора Тимирязева пригласила столичного гостя в свою ложу — так Бларамберг впервые увидел представление в провинциальном театре. Впечатления у него остались самые позитивные:

«За делами время пролетело очень быстро. Каждый вечер мы были либо в театре, либо в обществе… мы славно повеселились».
И Боголюбов в своем путеводителе по Волге 1862 года назвал наш театр вполне сносным, доставлявшим публике немало радости. Горожане даже сами писали пьесы для него. В феврале 1861 года в театре поставили итальянскую драму «Бьянка Капелла», сочиненную астраханским судьей Давыдовым.
Чтобы театральные сезоны не прерывались, городские власти порой шли на спонсирование: летом 1876 года дума выдала субсидию антрепренеру Вальтеру на наем Углевского театра.
Но чем дальше, тем меньше звучало положительных отзывов, особенно от тех, кому было, с чем сравнивать. Весьма едко описал наш первый «зимний театр» Сергей Монастырский в своем «Спутнике по Волге» в 1884 году.
По его словам, до 1883 года антрепренерами астраханского театра были мелкие провинциальные импресарио с самыми жалкими персонажами и репертуаром, в котором мелодрамы чередовались с «Гамлетом», «Прекрасной Еленой» с «Ревизором», причем одна и та же «дебелая актриса» играла и сестру Терезу, и Офелию, и Софью в «Горе от ума».
Качеству персонажей соответствовало и здание первого театра:

«Нечто вроде каменного сарая, имеющего вид обширной харчевни — грязного и тесного до неприличия, вдобавок настолько холодного, что публика сидела в верхнем платье».

Но все это не мешало развитию театральной мании, которая в некоторые сезоны охватывала публику вплоть до того, что возникали ее враждующие партии или шло соревнование «спонсоров»: кто подарит больше дорогих, а порой очень странных подарков актрисам. Иногда местные поклонники артисток заставляли своих арендаторов или работников «скинуться» на такой подарок. Случалось, что недовольная публика устраивала труппе скандалы.

Четыре яруса
В декабре 1877 года потомственный почетный гражданин, «капиталист» Николай Плотников, заявил городской думе о своем желании построить каменный зимний театр на новом месте, по особому проекту. Дума согласилась освободить театр от городских сборов и давать ежегодную субсидию в 1 500 рублей. Ее отменили лишь спустя 14 лет.
1 октября 1883 года состоялось освящение и открытие нового здания «зимнего театра», а 2 октября там дали первое представление — оперетту «Красное солнышко» в исполнении труппы антрепренера Медведева. Именно это здание и служит Драмтеатром в наши дни.
Тот самый антрепренер Медведев снял театр на три года и… «привез в Астрахань невообразимую труппу, составленную… из ужаснейших персонажей, оскорблявших своим присутствием на сцене даже и мало разборчивую астраханскую публику». И с таким-то актерским составом антрепренер «осмеливался», испытывая терпение публики, ставить «Жизнь за царя», «Рогнеду» и «Фауста».
Впрочем, публика со временем научилась отличать приличную постановку от халтуры. Осенью 1888 года в театре поставили пьесу местного автора Попова «На саранчу». И что же? Успеха она не имела вообще, театр пустовал. Знавал он и лучшие времена, когда в начале ХХ века в нем выступал Федор Шаляпин и публики было столько, что она не поместилась
в здание.

Кукла — тоже человек!
Хотя в мировой истории искусств старейшим считается именно кукольный театр, у нас в городе он появился очень поздно.
Сейчас Астраханский театр кукол размещается на пересечении Никольской и улицы Фиолетова.

Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным

Здание возвели в 1880 году для купца Григорьева по проекту архитектора Домонтовича. Он же строил кофейню «Шарлау», городскую электростанцию. В разное время в доме Григорьева размещались магазины, Северный банк, Русско-Азиатский банк, учебный корпус техникума легкой промышленности.
А вот кукольный театр переехал в него не сразу. Астраханский государственный театр кукол был основан лишь в декабре 1986 года. Первый сезон открылся 28 ноября 1987 года. Спектакли проходили в помещении гарнизонного Дома офицеров, а администрация и службы находились в здании бывшей гауптвахты на территории кремля. Согласитесь, и сотрудникам, и зрителям в таком «бездомном» театре было неуютно.
Так что в 1991-1992 годах театр переехал в реконструированное здание на Никольской.
Радмила Таркова

 

Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным
В этом здании бывшего кинотеатра «Вулкан», построенном в 1909 году в стиле модерн, в 50-е годы XX века размещался Астраханский ТЮЗ
Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.