Он сопровождал Гагарина в путь

Он сопровождал Гагарина в путь Фото polkrf.ru, текст Марины Винланд

20 октября 100 лет со дня рождения создателя космического скафандра

Имя астраханца Федора Востокова вписано в летопись покорения космоса золотой строкой: наш земляк считается создателем первого в мире космического скафандра.

Он сопровождал Гагарина в путь

Главный по «здоровью» истребителей

Свою судьбу с небом Федор Анатольевич связал в 1937 году, когда после окончания средней школы 16-летний парень по сталинскому спецнабору был зачислен в Военную школу авиационных механиков, что находилась в Вольске.

Во время Великой Отечественной войны, на которой был с первых дней, Востоков отвечал за «здоровье» самолетов, только с каждым разом уровень его ответственности возрастал: осенью 1941 года он был в должности техника звена, зимой 1942-го — эскадрильи, с конца лета того же года — начальника подвижных ремонтных мастерских авиаполка. Вместе с однополчанами астраханец принимал участие в обороне Москвы, прорыве блокады Ленинграда, освобождении Украины. Войну Федор Востоков окончил в звании капитана и еще несколько лет служил в Вооруженных силах СССР.

После увольнения из армии он вместе с семьей переехал в подмосковный поселок Томилино, где с 1952 года стал работать на авиатехническом заводе № 918.

Он сопровождал Гагарина в путь

Полигон, космодром

Основным направлением работы предприятия было защитное снаряжение летчиков военной авиации. Но вскоре после прихода Федор Анатольевич вместе с группой инженеров стал выполнять «непрофильные» заказы — например, по разработке систем жизнеобеспечения и скафандров. Причем на первых порах все было каких-то странных, малых размеров.

Загадка быстро разрешилась: образцы предназначались для собак, которых запускали в стратосферу на геофизических ракетах. Потом Востоков стал регулярно направляться в командировку в родную Астраханскую область. Точнее в Капустин Яр, где на полигоне производились запуски собачьих экипажей.

Но с 1960 года маршрут командировок изменился — теперь все чаще Востоков ездил на космодром Байконур в Казахстане. И задание было иное — создание скафандра и рабочего кресла для человека-космонавта.

Он сопровождал Гагарина в путь

Требования для СК-1

17 апреля 1959 года завод № 918 получил от Особого конструкторского бюро № 1 техническое задание на разработку и изготовление скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Главным ответственным за данный проект назначили начальника конструкторско-производственного комплекса Семена Алексеева, но по сути скафандром занимался Федор Востоков.

За основу были взяты авиационные скафандры серии СИ («Скафандр истребителя»), в которые уже был заложен ряд характеристик, подходящих для полета в космос.

В сентябре 1960 года было окончательно подписано техзадание на скафандр, получивший индекс СК-1 («Скафандр космический № 1»). Он отвечал выдвинутым ОКБ-1 основным требованиям: безопасное пребывание в разгерметизированной кабине до 5 часов на орбите; защита при катапультировании на высоте до 8 км и скоростном напоре до 1 800 кг на куб. см; сохранение жизни после приземления при пребывании в течение 12 часов в холодной воде и в течение 3 суток при температуре до -15 градусов Цельсия.

Главное достоинство СК-1 (и в том немалая заслуга Федора Востокова) — простота с его облачением: скафандр одевался с помощью одного человека за 5-7 минут, а снимался самостоятельно.

Первые скафандры шились по размерам отобранных для полета космонавтов: Юрия Гагарина, Германа Титова и Григория Нелюбова. К концу 1960 года было изготовлено 8 скафандров.

Он сопровождал Гагарина в путь

Кому — земная слава, кому — орден

И вот наступило 12 апреля 1961 года. За четыре часа до старта в лабораторию завода № 918 на Байконуре прибыли Юрий Гагарин и Герман Титов вместе с сопровождающими их инструкторами и руководством. Они прошли медосмотр, после чего началось одевание скафандров.

Начальник бригады завода № 918 Федор Востоков вместе с представителями ОКБ-1 находился на верхней площадке стартового комплекса площадки № 1 космодрома. Он и инженер-конструктор Олег Ивановский помогли Гагарину устроиться в катапультном кресле, Востоков подключал его скафандр к системам жизнеобеспечения и связи.

А потом был тот самый легендарный полет на 108 минут, сделавший нашу страну первой в покорении космоса, а Юрия Гагарина — личностью, которую знал каждый человек на Земле. Что же касается нашего земляка, то «за успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту инженер-конструктор завода № 918 Государственного комитета по авиационной технике при Совете Министров СССР Востоков Федор Анатольевич награждается орденом Трудового Красного Знамени».

Он сопровождал Гагарина в путь

Не сдерживал активность души

После этого Востоков продолжал работать над усовершенствованием СК-1. В его скафандрах совершили полет Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский. Для первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой в 1963 году был изготовлен скафандр новой модификации СК-2, учитывающий особенности женской анатомии и физиологии.

В 1997 году Федор Анатольевич ушел на пенсию. Но, находясь на заслуженном отдыхе, Востоков не сдерживал активность своей души: всесторонне занимался общественной деятельностью, участвовал в работе Совета ветеранов войны и труда НПП «Звезда» (так теперь стал называться завод № 918). А бывая в родных астраханских краях, участвовал в работе местного планетария и помогал ему с выставками, посвященными Великой Отечественной войне и Дню космонавтики.

Уже десять лет нет с нами этого замечательного человека. Но память о нем мы должны сохранить не только для себя, но и для последующих поколений. Ведь далеко не каждому дано вписать свое имя в звездную летопись…

Он сопровождал Гагарина в путь

Справка

Федор Востоков родился 20 октября 1920 года в Астрахани. До 1925 года семья Востоковых жила в селе Красный Яр, а затем они вновь переселились в Астрахань.

В 1937 году поступил в Военную школу авиационных механиков в Вольске (Саратовская область), которую закончил через два года. До войны работал авиатехником в одной из воинских частей.

В годы Великой Отечественной войны был в составе 487-го (с осени 1943-го — 146-ого гвардейского) истребительного авиаполка 9-го авиакорпуса. Окончил войну в звании капитана и должности начальника подвижных ремонтных мастерских авиаполка.

В 1956 году демобилизовался, переехал с семьей в поселок (ныне — город) Томилино Московской области, где поступил работать на завод № 918 Госкомитета по авиационной технике, став вскоре ведущим инженером-конструктором.

Умер 9 ноября 2010 года. Урна с его прахом захоронена в Москве, в колумбарии Донского кладбища.

Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Киева», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За доблестный труд».

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.