Объемная иллюзия в астраханских супермаркетах

Те же яйца, только девять

Новость про упаковку в девять яиц вместо десяти на прошлой неделе буквально взорвала соцсети. Подорожание каких еще продуктов маскируют уменьшением объема? Корреспондент «Газеты ВОЛГА» решил проверить местные супермаркеты.

Первым было яйцо

На самом деле такое явление, продиктованное кризисом или изменениями на рынке, известно с 70-х годов прошлого века. И называется оно шринкфляцией. Один из самых хитроумных ходов в этом плане придумал производитель известной марки шоколада «Тоблерон» после референдума в Великобритании о выходе из Евросоюза. Шоколадники увеличили промежутки между зубцами традиционной фирменной плитки.

Тем не менее фото в соцсетях с упаковкой яиц удмуртской птицефабрики «Вараксино» взорвало информационную бомбу. В упаковке находились не привычные 10 штук, а 9. Реплика «так производители собираются маскировать цены» мгновенно превратилась в лозунг.

Чтобы не заметили

Суть шринкфляции — в снижении наполняемости стандартной упаковки товара. При этом внешний вид и дизайн упаковки, а самое главное — цена на товар практически не меняются. Так производители продуктов питания и сетевые супермаркеты поступают в период резкого повышения цен, рассчитывая, что потребитель не станет внимательно изучать данные на этикетке. И, как признают эксперты, этот прием постоянно срабатывает.

Русская служба Би-би-си в своей аналитической статье констатировала: в России за последние пять лет стандартная упаковка фруктового сока в 0,5 л «сжалась» до 0,485 л, молока — с 1 до 0,95 л, сметаны — с 350 до 315 г, баночного пива — с 0,5 до 0,45 л, шоколада — с 90 до 82 г.

Смотри на этикетку

Редакция «Газеты ВОЛГА» решила проверить эти утверждения на местном уровне, и ее корреспондент в минувшие выходные прошелся по астраханским торговым центрам.

В гипермаркете «О’Кей» (ТЦ «Ярмарка») глаз сразу зацепил зазывной щит о продаже подсолнечного масла за 56 рублей 55 копеек. В коробе под щитом находились бутылки, внешне — на литр. Ан нет: внизу на этикетке скромно прописано — 0,9 л. Если в пересчете на литровую емкость, то получится 62 рубля 83 копейки. Между тем полноценные литровые бутылки масла за 59 рублей 99 копеек оказались задвинуты на стеллажи.

Стандарты эфемерны

Обзор пивного сегмента в гипермаркете «Перекресток» (ТЦ «Три кота») подтвердил: привычный пол-литровый объем уходит в прошлое. Из 18 марок пива лишь три были залиты в емкости 0,5 л (причем, что любопытно, все оказались иностранного производства), остальные — 0,485 и 0,470 л.

В семейном гипермаркете «Магнит» (ТЦ «Сити») привлекла внимание молочная канистра с убеждающею надписью: «Семейный формат — 1,4 л». По цене она вроде выгоднее остальных «коллег» на полке, но неброскому литровому пакету молока, лежащему на нижней полке, зримо проигрывает. Но кто не поленится сесть на корточки, чтобы рассмотреть ценник пакета?

Гипермаркет «Лента» (улица Яблочкова) окончательно убедил, что в условиях рыночной экономики стандарты фасовки — вещь эфемерная. Сливочное масло в упаковке 200 г? Забудьте, как о прошлогоднем снеге. Вот вам 180, 177, 175, 170, 165 г. Какое лучше брать? А это уже ваша проблема.

И что странно: пока ходил по торговым залам да изучал ценники, раздражения от мелькавших цен не испытывал. Зато дома, вооружившись калькулятором, подсчитал: купи я что-нибудь из увиденного — переплатил бы примерно на 7-10%. Да, хитрая штука эта шринкфляция.

P.S. Между прочим, этот поход по гипермаркетам имел и позитивные моменты. Например, в «О’Кей» неожиданно наткнулся на яйца по цене 59 рублей 99 копеек за десяток (и не мелкие, а отборные, категории СО). А говорят, что меньше чем за 70 рублей их не найти. Врут!

Слово эксперта

Лариса Гвоздарева, доцент кафедры экономической теории АГУ:

— Такой прием, как шринкфляция, используется не только в продовольственном секторе, но и промтоварном, например в производстве одежды и чулочно-носочной продукции. Данный прием редко применяется вкупе с повышением качества сырья и продукции в целом. Зато цель всегда одна — увеличить прибыль и сделать это как можно менее заметно для потребителя.

Шринкфляция — снижение количества (объема, веса) товара при сохранении размера упаковки или отпускной цены. Происходит от синтеза английских слов «to shrink» (сжиматься) и «inflation» (инфляция).

Сергей ДЕРГАЧЕВ

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.