В Астрахани побывала копия драккара - судна викингов


27 мая 2023 251

Впервые реконструкторы со всей России повторили часть легендарного исторического маршрута «Из варяг в персы». Он известен и как Великий Волжский путь - от Балтики до Каспия - и возник еще в VII веке.

Стройка длиной в пятилетку

Эффектная лодка под названием «Скальд» произвела фурор в Новолесном - именно оттуда 14 марта отчалила команда в одеждах, пошитых по средневековой моде. Весь день у берега толпились астраханцы, расспрашивая занятых последними приготовлениями гостей.

Поход объединил 25 реконструкторов из 15 регионов: от Москвы до СанктПетербурга, от Костромы до Томска, от Самары до Екатеринбурга, есть и представитель ДНР, ну и, конечно же, Липецкая область и конкретно город Елец, где строили судно. Под Астрахань диковинку доставили на грузовом трале.

Над драккаром усердно трудились 200 человек из разных городов в течение пяти лет, с 2015 по 2020 годы. 

«После спуска на воду были ходовые испытания у нас на реке, - рассказывает руководитель проекта Павел Семенов. - В 2021 году уже покоряли Ладожское озеро. Поняли, что нужны доработки - начиная от длины мачты и заканчивая креплением руля. В 2022-м ходили по Онежскому озеру - в основном, на парусе. После тоже вносили изменения. Процесс живой, каждый район плавания побуждает что-то улучшить».

Оригинал - в Дании

Парусно-гребной «Скальд» - один из самых крупных реконструкторских проектов России. Длина - 18 м, ширина - 3,2 м, площадь паруса - 49 кв. м. Материал корпуса - дуб с сосновыми деталями. Соблюдены и историческая технология (с небольшими допущениями, например, днище промазано дегтем, как и положено, а борта - краской), и современные требования безопасности (присутствуют навигационное оборудование и спасательные средства).

«Это реплика судна первой половины XI века «Скуделев 5», самого маленького драккара викингов», - поясняют путешественники. 

Драккар - длинный узкий корабль с высоко поднятым носом с кормой. Суда такого типа характерны для Балтийского региона, и использовали их не только викинги, но и русы - для торговли и военных задач.

Образец экспонируется в Музее кораблей викингов в Роскилле, Дания. Чертежи, сделанные в ходе раскопок 1962 года, есть в открытом доступе. По ним и работали российские реконструкторы. Все - собственными руками. 

«Я сам лично на пилораме распилил доски из дубов», - улыбается Павел.

«Наших ничем не удивить»

Пожалуй, самая эффектная деталь - форштейн: носовую часть драккара венчает деревянная голова диковинного существа. Она съемная, в перерывах между походами украшает помещение объединенной дружины «Южная Русь». Это один из немногих клубов исторической реконструкции, имеющий собственный флот из более чем пяти плавсредств (первая лодка построена еще в 2008 году), и занимающийся походами по историческим водным маршрутам раннего Средневековья. Кроме того, «Южная Русь» проводит знаменитый липецкий реконструкторский фестиваль «Русборг» (появился в 2005 году). Собственно, на «Русборге-2023» и снаряжали «Скальд» в каспийский поход.

В активе у реконструкторов не одно водное приключение: 2005 год - совместный поход с поляками по рекам Польши, в 2009-м - первый самостоятельный от Липецка до Воронежа (200 км на трех лодках), 2010 год - от Ельца до Азовского моря, 2011-й - в Киев из Курска, 2014-й - продолжение маршрута по Азову до Керченского пролива, особняком стоят реки Урала и Сибири. Словом, за 15 лет освоен весь характерный для воссоздаваемого периода исторический ареал, кроме - до сего момента - Волго-Каспийского бассейна.

Бывало всякое: и в шторма попадали, и становились свидетелями того, как военные обезвреживали мину времен Великой Отечественной войны в Азовском море.

«Когда мы по Польше ходили, там практически каждый рыбак, которого мы встречали, только что с лавочки не падал, кричал: о, Господи, кто это? Наших людей невозможно удивить, - вспоминает Павел Семенов. - То есть в России вы выходите из леса в костюме стрельца XIII века с мушкетом, а у вас просто спрашивают, как там, в лесу. Или сидит бабушка у магазина и говорит: «О, Сонь, смотри - Ермаковы люди». Для нее Ермаковы люди - это такая вещь, которая будто всегда была, есть и будет. Существует параллельно ее жизни, хотя она живет в XXI веке».

На пути в Дербент

На Нижней Волге экипаж «Скальда» планировал повторить один из каспийских походов русов - 987 года. Тогда они прибыли в Дербент от берегов реки Итиль (тюркское название Волги) на 18 судах, выполняя просьбу местного эмира Мамуна бин Ахмеда. Планировалось, выйдя из Астрахани, преодолеть 520 км к 28 мая. Однако выполнить удалось только пятую часть намеченной программы: команда финишировала на одном из островов дельты Волги.

Как сообщили в прессслужбе регионального управления МЧС, инспекторы ГИМС не выпустили драккар в Каспийское море из-за проблем с регистрацией судна. Также капитану объяснили, что драккар имеет район плавания № 4, то есть при выходе в море удаление от берега должно быть 1,6 мили - около 3 км. Но в связи с обмелением Каспия в данный момент такой маршрут невозможен, судно будет вынуждено идти в открытые воды - в удалении гораздо большем, чем 3 км от береговой черты.

Подарить мечту о море

Впрочем, конец приключения, по признанию самих реконструкторов, нельзя назвать бесславным. «Поход несомненно состоялся», - уверяют они. Ведь пополнена копилка опыта.

В дельте гости провели все необходимые тренировки (снятие мачты на скорость, установка паруса и другие), опробовали очередные усовершенствования. Так, теперь драккар оборудован старинной подвесной кухней. Передвижной очаг крепится на самом судне: в специальный котел ставится второй - в нем и готовится еда, когда между первым и вторым дном разводится огонь. Рецепты, кстати, аутентичные. Кашу с мясом не отведаете?

Важен и аспект общения. Реконструкторы отметили радушность астраханцев, и особенно - неподдельный интерес детей и профессиональные вопросы взрослых: регион все-таки водный, у многих дело жизни связано с рекой или морем.

«Мы порадовали людей. По всему маршруту читали спонтанно организованные лекции о морском судостроении и походах для местной детворы, - подводят итог участники. - Если хотя бы один из тех ребят, кто, открыв рот, слушал о походах, деревянных кораблях и парусах когда-нибудь займется историческим судостроением или просто станет моряком по зову сердца, это будет значить, что все не зря».  

ВАЖНО

Ради походов реконструкторы раз в год берут отпуск. И считают, что у реконструкторского движения в целом большие перспективы в качестве вида досуга.

«Роль досуга сильно недооценена, а между тем развитием его видов и подходов к нему стоит заниматься, - считает Павел Семенов. - Люди часто воспринимают отдых как какое-то пассивное времяпрепровождение, если не деструктивное - за вредными привычками. Что неправильно. Должна быть образовательная составляющая, некая миссия даже в отдыхе, чтобы человек и отдохнул, и дело сделал. Яркий пример - волонтерство, когда турист не только что-то берет от места, но и отдает ему. И реконструкция в этом плане тоже в авангарде находится. У нас своеобразное сообщество. Оно растет, пусть и медленно. Приходит молодежь. Реконструкция - очень хорошая, очень полезная история для нашей страны, где многие интересуются прошлым».

Каждый проект можно воспринимать как мемориальную акцию. Ведь цель - напомнить об историческом событии, возродить и сохранить традиции. В тех же походах дружины «Южная Русь» за Урал тоже есть историческая подоплека: реконструкторы повторяли путь воевод Мясного и Сукина, осваивавших Сибирь, основавших здесь первый русский город Тюмень.

СПРАВКА

Каспийские походы русов - серия морских набегов русских дружин на прибрежные государства Каспийского моря во второй половине IX-начале XI веков. Первоначально, по-видимому, - частные вылазки вольных отрядов, затем - политические мероприятия Древнерусского государства.

Конкретно в 987 году за помощью к русам обратился эмир Дербента Мамун бин Ахмед, которого местная знать заключила в тюрьму в его собственной резиденции. Русские корабли подошли к городу. Экипаж одного корабля высадился и отправился освобождать эмира. Тот был выведен, но местные жители перебили русов. После чего остальные корабли русов разграбили местность Маскат (современный Мушкур, немного южнее Дербента), а затем ушли в Ширван (прикаспийское государство на севере современного Азербайджана).


Людмила Кузнецова

Читайте также