В Астрахань приехала «безликая» выставка


29 ноября 2019 1345

Маска, я тебя знаю?

Раньше они выполняли самые разные функции: от ритуального реквизита до орудия пыток. И во всё их многообразие погружает выставка «Без лица», созданная в Архангельске и путешествующая по всей России.

Сейчас уникальная коллекция масок гостит в Цейхгаузе Астраханского кремля.

Заинтересовали пытки и казни

Архангельские энтузиасты придумали и реализовали свою необычную выставочную концепцию в 2016 году.

- Сначала нас увлекли средневековые карательные маски. Мы стали искать информацию только о них, но нашли много интересных историй и фактов о масках вообще. Захотелось познакомить с ними остальных, – вспоминает один из четырех авторов арт-проекта Алексей Чицын.

С тех пор коллекция постоянно пополняется и гастролирует по городам. На данный момент она насчитывает 90 экспонатов, и все они представлены в Астрахани. Сюда передвижная выставка «Без лица» переехала из Краснодара. Всего в географии арт-проекта уже более 20-ти городов России. В Астрахани он пробудет ровно два месяца – до 19 января.

- Прекрасный визуальный ряд с отсылкой в исторические события. Посетители повышают эрудицию, становятся частью истории, – сказала заведующая Астраханского кремля Камила Смирнова.

От неолита до эпохи Возрождения

Точно не известно, когда человек сделал первую маску. Древнейший подобный артефакт нашли в Иудейской пустыне. Он из известняка, его возраст 9 000 лет, то есть эра неолита – период, когда человечество переходило от кочевого образа жизни к оседлому. Тогда, в древности, маски были нужны для таинственных ритуалов, помогавших обрести благословение богов и защититься от злых духов.

Еще маски применяли при погребении усопших. Чего только стоит популярность маски Тутанхамона! Артефакт, весящий 9 кг и отлитый из чистого золота, по сей день по праву считается выдающимся памятником египетского искусства.

Эти необычные атрибуты есть в культуре многих народов – от славян до китайцев. С греками связывают появление театральной маски: в Древней Греции люди впервые стали широко использовать маски в культуре. А расцвело масочное ремесло в эпоху Возрождения, причем в это время маска теряет свой сакральный смысл, превратившись в аксессуар для бала, маскарада или карнавала.

Вернуть солдата к миру

Собрание проливает свет на малоизвестные факты из истории масок. Протезы частей лица, размещенные в отдельной витрине арт-проекта, преображали изуродованные ранениями лица солдат Первой мировой войны. Такие маски-накладки были предшественниками пластической хирургии. Скульпторы Фрэнсис Дервент Вуд и Анна Лэдд, изготавливая их, избавляли ветеранов от комплексов и помогали вернуться к мирной жизни. В качестве подтверждения – репродукции реальных фотографий в стиле «было-стало».

Те самые копии пыточных масок и масок позора – одни из центральных и самых популярных экспонатов. Они интерактивные – то есть любой желающий может их примерить. Что, совсем не испытывая страха, и делают самые любопытные гости. А подоплека, тем временем, жуткая.

- Эти орудия применяли по всей средневековой Европе. Наказание несло в себе и физическую, и моральную составляющую. Осужденного в позорной маске приковывали к столбу на площади – на потеху толпе. Элементы дизайна – это аллегория греха осужденного, – прокомментировала экскурсовод Кристина Сафаргалеева.

Так, маска с длинным носом предназначалась для излишне любопытных, а маска свиньи – мужчинам-пьяницам и чревоугодникам.

Образ хоккейного вратаря

Все экспонаты разделены на тематические блоки. Многообразие поражает: от религии до спорта. Есть даже копии защитных масок легендарных хоккейных вратарей: Жака Планта, Терри Савчука, Джерри Чиверса и Йозефа Брука. Присутствующие в коллекции венецианские и мексиканские маски и маски из культовых фильмов, также, как и карательные, можно надевать на себя и делать фото на память.

- Большая часть нашей коллекции – эксклюзивная ручная работа, выполненная на заказ мастерами из России и Украины. Более того, создавая реплики посмертных масок Сергея Есенина и Николая Гоголя, моя знакомая-скульптор работала с оригинальными слепками. Специально для того, чтобы снять копии с подлинников, она ездила в Санкт-Петербург, – поясняет Алексей Чицын.

Над масками самураев трудились мастера исторической реконструкции. Маски, характеризующие культуры мира, привезены прямиком с родины – Италия, Япония, Мексика. А маску из фильма «Крик» создатели арт-проекта «Без лица» приобрели в США.

- Маска несет в себе глубокий смысл, - восхищается Кристина Сафаргалеева. - Это нечто большее, чем просто аксессуар, который скрывал лицо и делал человека загадочным, таинственным. Это интересный предмет для изучения.

Словом, не миром искусства и развлечений единым!


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.