Проект молодого астраханского изобретателя поможет людям с нарушениями слуха и речи


23 ноября 2022 239


Учащийся Астраханского Центра одаренных детей, открытого на базе Регионального школьного технопарка, Андрей Растопшин создал прототип электронного самоучителя жестового языка. По словам автора, приложение позволяет пройти обучение быстро и в доступной форме, к тому же без дополнительных материальных затрат

Желание помочь

«Идея создания такого цифрового помощника появилась случайно», - рассказывает Андрей. Как-то ему довелось увидеть в городе группу людей, которые общались с помощью жестов.

«Я как раз незадолго до этого начал изучать технологию отслеживания лица, рук, движений тела и когда практиковался, понял, что можно использовать жесты, - вспоминает автор проекта. - Решил посмотреть в источниках в интернете, как обучаться языку жестов и обнаружил информацию, что глухим людям не особо комфортно и удобно обучаться ему. Я решил, что смогу составить хотя бы прототип приложения по обучению языку жестов".

Первой задачей для разработчика стал поиск и знакомство с методиками не только обучения, но и преподавания жестового языка. По словам Андрея, поиск в Сети оказался не особо эффективным - материалов по преподаванию сурдоязыка крайне мало. На помощь пришли онлайн-консультации от опытных сурдопедагогов.

«При изучении правил языка жестов выяснилось, что он имеет массу исключений. Значение имеет каждая деталь: угол поворота руки, поворота пальцев, сам размер руки», - поясняет учащийся Центра одаренных детей.

В результате пришло решение сделать акцент не только на изучение самого жестового языка, но и на контроль качества усвоения информации обучающимся. В программу внесена база эталонных жестов, пользователю необходимо всего лишь повторять увиденное на веб-камеру. Программа сигнализирует о правильности выполнения того или иного жеста, цветовые индикаторы помогают определить, какие именно ошибки допущены. Пока приложение может работать только на ПК или ноутбуке, но в будущем автор проекта планирует создать и мобильную версию, чтобы процесс обучения стал еще более доступным и комфортным для пользователей.

Помощь наставников

В Центре одаренных детей реализация IT-проектов продвинутого уровня выделена в отдельное направление. Как правило, его слушателями становятся ребята, уже имеющие опыт программирования на языке Python. Самостоятельно или с помощью педагогов они могут выбрать актуальную тему для будущего проекта. На всех этапах создания разработки Андрея консультировал преподаватель ЦОД Дмитрий Тараскин. По словам наставника, проект выстроен на применении технологии технического зрения. Сегодня используется все в большем количестве отраслей. Техническое зрение позволяет обнаруживать и распознавать объекты на видео. Иными словами, получает и передает максимум информации из представленных изображений.

«Техническое зрение - это неисчерпаемая область, то есть можно смотреть на любой предмет и делать практически любые выводы о его состоянии, размерах, возможностях, надежности, пригодности и так далее. То есть по сути технология технического зрения может найти применение практически в любой сфере деятельности человека, - поясняет Дмитрий Тараскин. - Проект по изучению языка жестов более социальный, не рассчитан на коммерциализацию. Мы хотим помочь каждому, кто столкнулся с проблемой коммуникации, сделать процесс обучения доступным, понятным и эффективным».

Найти и усовершенствовать

К слову, до момента создания прототипа разработчики принципиально не искали информацию по существующим аналогам. Позже выяснилось, что не только в российском сегменте они вполне могут претендовать на звание первопроходцев. Несмотря на наличие западных аналогов, астраханцам удалось найти свою нишу.

«Зарубежные разработки не показывают, насколько правильно человек повторил жест на камеру. Они просто показывают эталонный жест и пользователь фактически не знает, насколько правильно или неправильно он усвоил информацию, - поясняет Дмитрий Тараскин. - Мы решили это исправить. Наша программа сообщает о допущенных ошибках, выделяет их цветом. Таким образом, процесс обучения становится более эффективным».

Пока создан первый прототип программы. В дальнейшем автор и его наставник планируют его усовершенствовать. В частности, речь идет о расширении функционала для изучения жестов в динамике. На сегодня доступна работа только со статичными вариантами.

Помогают талантам

Стоит отметить, что среди задач Центра одаренных детей не только обучение работе с конкретными программами. Руководители и педагоги учреждения стремятся создать необходимые условия, чтобы учащиеся могли заявить о себе. Для этого ведется масштабная работа по подготовке проектов для участия в тематических конкурсах и олимпиадах от регионального до международного уровня.

«Центр одаренных детей создан по модели образовательного центра «Сириус» г. Сочи. Мы осуществляем проектную олимпиадную подготовку одаренных школьников. Дети могут обучаться по различным направлениям, таким, как наука, искусство и спорт, - рассказывает руководитель Центра одаренных детей Анна Баганина. - В каждом из этих направлений мы поддерживаем учеников, привлекая их к участию в различных конкурсах, помогая им с поиском экспертов, а также даем всевозможные способы реализации - от оборудованных площадок, различных технологических лабораторий до возможности проводить эксперименты».

Добавим, что проект Андрея Растопшина уже стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Эрудит". Теперь школьнику предстоит заявить о себе на федеральном уровне. В ходе подготовки будет выполнено экономическое обоснование и оценена возможность коммерциализации проекта. Для этого потребуется работа с целевой аудиторией продукта. Разработчикам предстоит выяснить, насколько удобным и полезным может быть электронный самоучитель для людей, по тем или иным причинам нуждающимся в изучении жестового языка.

Анастасия Ширяева

Фото автора

Наша справка

Астраханский Центр одаренных детей открыт в декабре 2021 года в рамках нацпроекта «Образование». Учреждение является отделом Регионального школьного технопарка и объединяет несколько действующих научных, творческих и спортивных площадок. Здесь обучаются опытные ребята, прошедшие конкурсный отбор.




Читайте также