Почему автовладельцы отказываются от полиса ОСАГО


16 марта 2023 47260

На дорогах России все чаще можно столкнуться с незастрахованными по полису ОСАГО авто. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество водителей, не покупающих полис обязательного автострахования, составляет уже около шести миллионов человек. В случае ДТП пострадавшие автовладельцы останутся без выплаты либо будут долго судиться с виновником аварии.

ОСАГО без выплаты

Так называемые страховки без выплаты за ДТП получают все более широкое распространение. По данным страховщиков, в 2020 году было сфальсифицировано примерно 10% от всех электронных полисов. Сегодня наверняка эти цифры возросли. Рост числа поддельных страховок наметился с 2015 года с появлением электронных полисов Е-ОСАГО.

Купить сейчас липовый полис не составляет труда, реклама активно распространяется в социальных сетях и интернете. Чаще всего мошенники предлагают купить подделку Е-ОСАГО по очень низкой цене либо с большой скидкой. Так, средняя цена полиса составляет порядка 2,5 тысячи рублей. По крайней мере, такие расценки предлагаются в Астрахани. Но в интернете можно отыскать поддельные полисы по более низкой цене и без гарантий.

Продавцы «фантиков» честно предупреждают, что такой полис подходит для регистрации в МРЭО для постановки на учет и отчасти для предъявления сотруднику ГИБДД, если тот не будет проводить более глубокое освидетельствование документа.

Как правило, в полис вносятся данные на постороннее транспортное средство с пониженным коэффициентом стоимости ОСАГО. Из каких соображений все больше автомобилистов нарушают закон и добровольно соглашаются на такую «выгодную» сделку? Причин на самом деле множество и с рядом доводов трудно не согласиться. Так, в числе основных называют подорожание полиса ОСАГО, неадекватность размера выплаты объему ущерба, затягивание гарантированного по полису ремонта и т. д.

Чем недовольны автовладельцы

  • Условия предоставления ремонта по ОСАГО. Эта проблема усугубилась в связи с нехваткой запчастей на рынке и, как следствие, затягиванием со сроками ремонта.
  • Оформление полиса в последний год стало также проблематичным для большинства водителей. Покупка Е-ОСАГО стала практически невозможной для убыточных категорий водителей (начинающие, такси, с высоким КМБ и др.).
  • Стоимость ОСАГО за 2022 год значительно выросла. Это связано с расширением тарифного коридора. Также ранее рассказали, что ОСАГО для начинающих водителей в некоторых случаях выросло в цене в два раза.

Между тем, в Финансовом университете при Правительстве РФ подсчитали, что добросовестные автовладельцы переплачивают в ОСАГО в среднем около 600 рублей из-за «бесполисников». Кроме того, в случае аварии отсутствие обязательной «автогражданки» обернется большими проблемами как для пострадавшей, так и для виновной стороны.

Что светит пострадавшему

На что же рассчитывать пострадавшему в ДТП автовладельцу, когда у виновника ДТП нет полиса ОСАГО либо в наличии только «фантик», который не гарантирует выплаты? Как пояснил руководитель правового департамента ООО «Ресурс Лекс» Андрей Моисеев, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то порядок возмещения зависит от того, какой вред нанесен, а также от конкретной ситуации.
«При причинении вреда здоровью потерпевший может обратиться за компенсацией в РСА. Для этого нужно собрать и приложить документы, подтверждающие нанесение вреда жизни и здоровью во время аварии, - разъясняет Андрей Моисеев. - Следует учитывать, что сумма выплаты в этой ситуации не может превышать 500 тыс. руб. Но не следует думать, что виновник аварии уйдет от ответственности - сумму компенсации РСА взыскивает с виновника ДТП в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ». Если же пострадало только имущество, виновник аварии обязан возместить ущерб потерпевшему за счет собственных средств».
«Оптимальный вариант - при котором виновник аварии не отрицает своей ответственности, согласен с оценкой ущерба и готов его компенсировать. Тогда можно составить расписку, что виновник обязуется вернуть установленную сумму в течение определенного времени и заверить ее свидетелями», - рассказал эксперт.

Нередки ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению по величине выплат.
«Тогда пострадавший может сделать независимую экспертизу и уже с ее результатами подготовить и направить претензию в адрес виновника, - отметил Моисеев и напомнил, что в нее можно также включить дополнительные расходы: на экспертизу, юриста, за услуги эвакуации ТС и т. д. - Важно иметь на руках все подтверждающие документы о расходах. Далее чаще всего между сторонами заключается соглашение о взыскании ущерба в досудебном порядке. Если такая договоренность не достигнута, пострадавшему остается только обратиться в суд по месту жительства виновника ДТП с исковым заявлением».
Случаются также ситуации, когда полис ОСАГО есть, и он настоящий, но виновный водитель не вписан в него. Тогда пострадавший может обратиться за возмещением в свою страховую компанию и получить его как при обычной аварии. Дальнейшие разбирательства с виновником ДТП ведет страховщик. Он может обратиться в суд и в порядке регресса потребовать возмещения ранее выплаченных денежных средств.

Реформа автогражданки

Не исключено, что в этом году будет ужесточено наказание за отсутствие у водителя полиса ОСАГО. Величина штрафа должна быть сопоставима со стоимостью страховки. Максимальный штраф до 5 тыс. руб. - для тех людей, которые не страхуют свою ответственность, не исполняют свою обязанность, считают в РСА.

Не так давно в Госдуме состоялась дискуссия, посвященная реформе ОСАГО. В частности, глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов предложил временно отказаться от страхования автогражданской ответственности до того момента, когда компании снова смогут выполнять обязательства перед застрахованными автовладельцами. В Государственной Думе готовы передать все претензии общественников в Банк России и РСА, чтобы выработать согласованное решение проблемы.

Депутаты, в частности, выступили с такими предложениями: увеличить выплаты по ОСАГО, которые не менялись с 2014 года и сейчас составляют: максимум 400 тыс. руб. за ущерб авто, 500 тыс. за вред жизни и здоровью. Лимит выплат хотят увеличить в четыре раза. Однако это приведет к повышению цены полиса минимум на 1 тыс. руб.

Также было предложено увеличить сроки осуществления ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней. Сейчас уложиться в срок до одного месяца сложно в связи с поставками деталей, их поиском и заменой. Страховые компании не укладываются в данный период и вынуждены нести убытки.

Кроме того, депутаты предложили использовать в ремонте по полису ОСАГО б/у запчасти. Сегодня на ремонт по полису практически не направляют. В то время как выплаты не покрывают реальный ущерб.

К сведению

Подлинность полиса ОСАГО можно проверить сразу же после оформления на сайте РСА. Вам потребуется указать серию и номер полиса ОСАГО. Дополнительная защита от подделки полиса ОСАГО - это QR-код в правом верхнем углу. Считать этот код можно с помощью специального приложения для смартфона.

Преступление и наказание

На протяжении уже почти 18 лет действия закона не менялся штраф по ОСАГО, он равен 800 руб., а при быстрой оплате - 400 руб. За отсутствие печатного варианта е-полиса законом предусмотрена ответственность. Если у водителя не получится предъявить документ, ему грозит штраф 500 руб.

Цифра

По данным РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в Астраханской области составляет 5 804 руб. В 2022 году в России было куплено 17,8 млн Е-ОСАГО. И это составляет 50% от числа всех заключенных договоров автогражданского страхования.

Ольга Митрофанова

Читайте также