По ступеням cудьбы генерала авиации Юрия Клишина


23 сентября 2022 223

Генерал Юрий Петрович Клишин в трудные для Родины 90-е годы вместе с командой патриотов спасал летно-испытательный центр в Ахтубинске, а с ним и город, которому судьбою было предначертано стать авиационной столицей России. Наш герой интервью - человек очень авторитетный и уважаемый в среде авиаторов.


Юрий Петрович Клишин - генерал-лейтенант авиации, Почетный житель Ахтубинска, Заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук, начальник ГЛИЦ им. В. П. Чкалова, замглавкома ВВС - главный инженер ВВС, начальник ФГУП ЛИИ им. М. М. Громова, генеральный директор ОАО «Дукс». На сегодняшний день член совета директоров ОАО «Дукс». Награжден за военные заслуги орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат Государственной премии, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации.


- Юрий Петрович, расскажите, как вы достигли таких высот в карьере и авиации?

- О карьере летчика-испытателя я мечтал с 7 лет. В детстве моя семья переехала из Тюменской области в город Львов, где я общался с товарищем из соседнего двора, у которого отец работал на местном заводе и делал чертеж самолета Ил-10 в три четверти. Именно тогда у меня появилась мечта стать летчиком. Уже тогда у меня была тяга к небу. Я очень усердно готовился, ничто в то время не могло меня отвлечь от поставленной цели. В 1969 году я окончил Ейское высшее авиационное училище. Меня, как отличившегося в учебе, оставили инструктором в училище по подготовке военных летчиков. В 1975-1978 гг. окончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. После обучения проходил службу в Группе Советских войск в Германии в качестве командира авиаэскадрильи, замкомандира авиаполка. В 1983-1988 гг. проходил службу в ЗВО на должностях командира авиаполка и замкомандира авиадивизии. Мечта стать летчиком-испытателем не оставляла меня. В 1990 году в звании полковника окончил Военную академию Генерального штаба в Москве. И, чтобы осуществить свою мечту с детских лет, я отказался от генеральской карьеры и попросил отправить меня в ГЛИЦ им. В. П. Чкалова.

На момент моего назначения я еще был последним начальником 8-го ГНИИ ВВС. Под моим руководством вместе с командой военных профессионалов нам удалось добиться значительных результатов по испытательной работе, подготовке летчиков, штурманов и инженеров-испытателей.

- Вы один из главных идеологов и вдохновителей проекта развития малой авиации в Ахтубинске. Как обстоят дела с решением данного вопроса, с какими трудностями столкнулись в воплощении идеи?

- В настоящее время в нашей стране не выпускаются самолеты для малой авиации, для первоначальной летной подготовки, спортивные самолеты Су-26, 29, 31, Як-55, 54. Это мирового уровня пилотажные самолеты, которых у нас нет. Для малой авиации нам нужны самолеты с местами от 2 до 4 человек.

Реализация проекта по малой авиации затянулась из-за санкций. Думаю, что скоро эти вопросы будут решены и мы приступим к работе. С нашей стороны делается все возможное, чтобы приступить к практическому воплощению данной идеи. Отработана вся конструкторская документация, которая разрабатывалась с применением современных автоматизированных средств проектирования, проект завода, выделена земля - 800 га. Планируется привлечь местное население для работы на данном заводе. Мы будем просить Московский авиационный институт (МАИ) подготовить нам кадры на основе трехуровневой системы образования. В стране остро ощущается проблема подготовки персонала для работы в малой авиации. Думаю, что все у нас получится.

- Ахтубинск - столица авиации. Как вы оцениваете перспективы создания музея градообразующего предприятия города? Чтобы вы сделали для его реализации?

- У нас уже был музей авиации на базе спецшколы, хорошо бы его экспонаты передать в обновленный музей. Ахтубинску нужен музей авиации на основе испытательного опыта НИИ ВВС. Необходимо реализовать похожий проект, как в Монино, но с отличием в представленных экспозициях испытательной базы. Еще, мне кажется, что было бы хорошо, как в советское время делали, размещать на городских досках почета в центральных местах города биографии заслуженных ветеранов ВВС с изображением авиатехники, на которой проходили испытания летчики. Так мы сможем с детства прививать любовь к авиации у молодежи.

- Чтобы вы могли пожелать молодым ребятам, которые хотят продолжить славные традиции летчиков ГЛИЦ?

- Настойчиво идти к цели, быть выносливыми по жизни. Заниматься обязательно спортом. Сейчас в Ахтубинске есть для этого все возможности. Чтить историю подвигов ветеранов ВВС, а также летчиков ГЛИЦ, которые становятся героями России, рискуя жизнями.


Владимир СЕНИЧЕНКО (Ахтубинск)




Читайте также