04 ноября 2023
578






Фото автора
В Мангистауском Пролегает дорога к подземным мечетям суфистов-мистиков районе Республики Казахстан насчитывается более 360 памятников истории, половина считаются святыми. Одни из них - Шопан-Ата и Бекет-Ата. Расскажем о прорубленных в скалах мечетях, наскальных рисунках и мавзолее, возведенном в первом тысячелетии нашей эры.
Дедушка пастух
Путь в Мангистау лежит через город Актау, выехав за пределы которого все чаще встречаешь одно- и двугорбых представителей мира животных. Увидеть вблизи святого места белого верблюда считается большой удачей. Посещая этот район, принято сначала «навестить» Шопан-Ата, а уже потом направляться в некрополь Бекет-Ата. Шопан - не имя, а прозвище, в переводе с казахского означающее «пастырь, пастух», «ата» - дедушка, отец. Старец жил предположительно в период XIII-XIV веков. И был одним из учеников Ходжа Ахмета Яссауи - известного суфийского поэта и мистика. Ходжа Ахмета почитают как святого все тюркские народы.
Мечеть Шопан-Ата - один из памятников архитектуры, находящийся под охраной с 1982 года. Расположены святыни на побережье Каспийского моря. В пределах захоронения почитаемого предка насчитывают 4 000 захоронений X-XIV веков, а также стелы и памятники.
Помещение, в котором установлена трость, считается святым. В комнате слева от него расположена гробница, углубленная в скалу, там похоронен Шопан-ата. По дну древнего моря Возле входа есть еще одна занавешенная погребальная камера - там покоится дочь проповедника. Также с южной и западной сторон есть две комнаты для молитв верующих. У подножья мечети построен колодец. Вдоль стены между входами старинной и новой мечетей растет священное тутовое дерево. По преданию, в него превратилась трость учителя Шопан-ата Ходжа Ахмета Яссауи.
Настоящее имя и внешность суфиста неизвестны. Нет никаких подтверждений его жизни, кроме фольклорных повествований. Но чудеса, которые творил мистик, и после смерти заставляют верить в жившего в далеких веках пастыря и духовного наставника многих последователей.
По лестничной тропе в два километра
Мыслитель Бекет Мырзагулулы жил в 1750-1813 годах. По преданию, его дела отражали четыре стороны личности справедливого, доброго и неравнодушного к другим человека. Первая - батыр (богатырь), боровшийся за независимость народа; вторая - просветитель, открывающий пути науки для молодежи; третья - зодчий, воздвигнувший несколько мечетей по древним стилистическим традициям; четвертая - гражданин, любивший людей и помогавший, по своим силам, всем нуждающимся. Еще при жизни святого появилось выражение: «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет, в Мангистау - духовный наставник Бекет».
Свой духовный путь Бекет-ата начал по благословению Шопан-ата. Будучи подростком он пришел поклониться предку, жившему много столетий назад. Оставшись переночевать у его мазара, увидел сон, в котором Шопан-ата явился ему и дал наказ учиться, став его духовным наставником. Юный Бекет направился в Хиву набираться знаний, там же закончил мусульманскую религиозно-просветительскую школу - медресе. После начал врачевать, исцелял даже нервнобольных и людей с ограниченными возможностями. Был лекарем не только тела, но и души. В народе слагали легенды об его удивительной физической силе и ораторских способностях. В возрасте 40 лет духовник стал суфием. Суфизм - направление в исламе, исповедующее, что человек может познать Бога и приблизиться к нему. Такой путь самосовершенствования и духовного развития называют тарикат. Особое внимание Бекет-ата уделял вопросам достоинства, нравственности и единства. К нему шли даже за простым советом. Кроме того, почитаемый святой был еще и удивительным зодчим. Он построил четыре мечети, которые по сей день находятся в хорошем состоянии.
Подземная мечеть имени святого - наиболее масштабное произведение, вокруг которого завораживающие пейзажи дна, отражающие движения вод древнего Каспийского моря. Недалеко от мечети так же, как и в Шопат-Ата, расположен дом путника, где можно остановиться и переночевать.
Ближе к подножью встречается целебный источник, в котором когда-то брал воду сам дедушка. Подземная мечеть имеет четыре комнаты, в них старец учил детей и молился. Прах святого покоится в одной из этих комнат, в другой похоронена его сестра Аккуаш. В третьей хранится посох духовного учителя, а четвертая комната - молельня. На закате жизни суфист стал отшельником. Умирая в возрасте 63 лет, попросил похоронить его в этой мечети. Приезжая на святое место, верующие просят у святого помощи и поддержки. По преданию, даже произнесение имени Бекет-ата отводит беду.
Легенда гласит
Однажды после наставления учеников Ходжа Ахмет Яссауи дал указ выпустить им по стреле через отверстие в крыше мечети. Затем отправиться в то место, где упадет копье, и там продолжить дело учителя, проповедуя религию. Шопан-ата нашел свою стрелу в Мангистауском районе возле дома богатого человека Баян-аты. Он стал ему служить пастухом, но приняли его с уговором, что будет пасти овец целый год бесплатно, а в качестве платы за труд купец отдаст всех белых ягнят. В течение всего года рождались только белые овцы. На другой год Баян-ата изменил уговор, сказав, что будет платить ему цветными овцами. И весь год рождались уже только цветные ягнята, пришлось снова отдавать весь молодой помет. Баян-ата понял, что служит ему непростой пастух, и дал ему благословение жениться на своей единственной дочери.
Позже пастырь воздвиг на месте приземления своей стрелы мечеть. При жизни он сотворил много чудес, но еще больше после смерти.
Наталья Кокина
Дедушка пастух
Путь в Мангистау лежит через город Актау, выехав за пределы которого все чаще встречаешь одно- и двугорбых представителей мира животных. Увидеть вблизи святого места белого верблюда считается большой удачей. Посещая этот район, принято сначала «навестить» Шопан-Ата, а уже потом направляться в некрополь Бекет-Ата. Шопан - не имя, а прозвище, в переводе с казахского означающее «пастырь, пастух», «ата» - дедушка, отец. Старец жил предположительно в период XIII-XIV веков. И был одним из учеников Ходжа Ахмета Яссауи - известного суфийского поэта и мистика. Ходжа Ахмета почитают как святого все тюркские народы.
Мечеть Шопан-Ата - один из памятников архитектуры, находящийся под охраной с 1982 года. Расположены святыни на побережье Каспийского моря. В пределах захоронения почитаемого предка насчитывают 4 000 захоронений X-XIV веков, а также стелы и памятники.
Помещение, в котором установлена трость, считается святым. В комнате слева от него расположена гробница, углубленная в скалу, там похоронен Шопан-ата. По дну древнего моря Возле входа есть еще одна занавешенная погребальная камера - там покоится дочь проповедника. Также с южной и западной сторон есть две комнаты для молитв верующих. У подножья мечети построен колодец. Вдоль стены между входами старинной и новой мечетей растет священное тутовое дерево. По преданию, в него превратилась трость учителя Шопан-ата Ходжа Ахмета Яссауи.
Настоящее имя и внешность суфиста неизвестны. Нет никаких подтверждений его жизни, кроме фольклорных повествований. Но чудеса, которые творил мистик, и после смерти заставляют верить в жившего в далеких веках пастыря и духовного наставника многих последователей.
По лестничной тропе в два километра
Мыслитель Бекет Мырзагулулы жил в 1750-1813 годах. По преданию, его дела отражали четыре стороны личности справедливого, доброго и неравнодушного к другим человека. Первая - батыр (богатырь), боровшийся за независимость народа; вторая - просветитель, открывающий пути науки для молодежи; третья - зодчий, воздвигнувший несколько мечетей по древним стилистическим традициям; четвертая - гражданин, любивший людей и помогавший, по своим силам, всем нуждающимся. Еще при жизни святого появилось выражение: «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжа Ахмет, в Мангистау - духовный наставник Бекет».
Свой духовный путь Бекет-ата начал по благословению Шопан-ата. Будучи подростком он пришел поклониться предку, жившему много столетий назад. Оставшись переночевать у его мазара, увидел сон, в котором Шопан-ата явился ему и дал наказ учиться, став его духовным наставником. Юный Бекет направился в Хиву набираться знаний, там же закончил мусульманскую религиозно-просветительскую школу - медресе. После начал врачевать, исцелял даже нервнобольных и людей с ограниченными возможностями. Был лекарем не только тела, но и души. В народе слагали легенды об его удивительной физической силе и ораторских способностях. В возрасте 40 лет духовник стал суфием. Суфизм - направление в исламе, исповедующее, что человек может познать Бога и приблизиться к нему. Такой путь самосовершенствования и духовного развития называют тарикат. Особое внимание Бекет-ата уделял вопросам достоинства, нравственности и единства. К нему шли даже за простым советом. Кроме того, почитаемый святой был еще и удивительным зодчим. Он построил четыре мечети, которые по сей день находятся в хорошем состоянии.
Подземная мечеть имени святого - наиболее масштабное произведение, вокруг которого завораживающие пейзажи дна, отражающие движения вод древнего Каспийского моря. Недалеко от мечети так же, как и в Шопат-Ата, расположен дом путника, где можно остановиться и переночевать.
Ближе к подножью встречается целебный источник, в котором когда-то брал воду сам дедушка. Подземная мечеть имеет четыре комнаты, в них старец учил детей и молился. Прах святого покоится в одной из этих комнат, в другой похоронена его сестра Аккуаш. В третьей хранится посох духовного учителя, а четвертая комната - молельня. На закате жизни суфист стал отшельником. Умирая в возрасте 63 лет, попросил похоронить его в этой мечети. Приезжая на святое место, верующие просят у святого помощи и поддержки. По преданию, даже произнесение имени Бекет-ата отводит беду.
Легенда гласит
Однажды после наставления учеников Ходжа Ахмет Яссауи дал указ выпустить им по стреле через отверстие в крыше мечети. Затем отправиться в то место, где упадет копье, и там продолжить дело учителя, проповедуя религию. Шопан-ата нашел свою стрелу в Мангистауском районе возле дома богатого человека Баян-аты. Он стал ему служить пастухом, но приняли его с уговором, что будет пасти овец целый год бесплатно, а в качестве платы за труд купец отдаст всех белых ягнят. В течение всего года рождались только белые овцы. На другой год Баян-ата изменил уговор, сказав, что будет платить ему цветными овцами. И весь год рождались уже только цветные ягнята, пришлось снова отдавать весь молодой помет. Баян-ата понял, что служит ему непростой пастух, и дал ему благословение жениться на своей единственной дочери.
Позже пастырь воздвиг на месте приземления своей стрелы мечеть. При жизни он сотворил много чудес, но еще больше после смерти.
Наталья Кокина
Читайте также
Комментарии к новости отключены автором!