Коммунальщики рассказали астраханцам, какой мусор не будут вывозить


14 ноября 2019 802

В социальных сетях с каждым днем все больше возникает жалоб на кучи веток рядом с контейнерными площадками, астраханцам не понятно кто должен это вывозить. Компания «ЭкоЦентр» решила разъяснить спорные моменты в области обращения с отходами.

И так, разберемся, кто должен вывозить ветки с улиц населенных пунктов, в чьих полномочиях находится содержание и обустройство контейнерных площадок, за чей счет должны покупаться контейнеры для сбора отходов, в чьи обязанности входит устранение несанкционированных свалок и т.д.

Кто должен вывозить ветки с улиц населенных пунктов? И за какой мусор отвечает Региональный оператор по обращению с ТКО?

Для начала нужно понимать, что в соответствии со статьи 1 Федерального закона №89 - ФЗ от 24.06.1998, твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В октябре 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ направило в регионы России разъяснения по наиболее актуальным и острым вопросам в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В том числе, объяснило, что «к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений», а «образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) не соответствуют определению ТКО, установленному Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998, по основному признаку, т.к. являются отходами, образованными вне жилых помещений». Необходимо так же отметить, что для установления нормативов накопления отходов учитываются отходы, образующиеся только при уборке придомовой территории – например, уличный смет.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым собственником земельного участка, УК, ТСЖ с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Таким образом, региональный оператор в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с

ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Федерального закона №89 - ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и вывозятся региональным оператором в рамках единого тарифа (Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением правительства РФ №1156). Однако отходы, образованные при проведении капитального ремонта жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

В чьих полномочиях находится содержание и обустройство контейнерных площадок?

Вторым не менее важным для жителей Астраханской области остается вопрос ответственности за обустройство и содержание контейнерной площадки.

В разъяснениях Минприроды РФ отмечено, что «в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО». Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов с учетом позиции соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 13.4 Федерального закона №89 - ФЗ от 24.06.1998, Постановление Правительства РФ № 1039 от 31.08.2019).

Минприроды РФ подчеркивает, что «организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки». Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями. Региональный оператор может приобретать контейнеры «только в

пределах 1% необходимой валовой выручки на очередной период регулирования, при учете органом регулирования соответствующих расходов».

В 2019 году при установлении единого предельного тарифа на услуг регионального оператора в области обращения с ТКО в Астраханской области учет расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, в составе предельного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, не предусмотрен. При этом, на сегодняшний день в соответствии с Территориальной схемой Региональный оператор обслуживает 4 958 контейнерных площадок, на которых выставлена тара в количестве 10 349 ед., из которых 4 453 ед. - собственные контейнеры Регионального оператора. Только с начала 2019 г. на территории г. Астрахани обновлено более 600 контейнеров различной вместимости.

Учитывая изложенное, обустройство контейнерных площадок к полномочиям Регионального оператора не относится, как и приобретение контейнеров в 2019 году.

Кто должен убирать территорию контейнерной площадки, если ТКО кладут рядом с баками?

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 и пункт 148(12) Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011).

К вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на контейнерной площадке или рядом с ней (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров и т.д (ст. 8 Федерального закона №89 - ФЗ, п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Если контейнерная площадка находится на территории общего имущества многоквартирного дома или на частной территории, бремя ее содержания возложено на собственников земельного участка или организацию обслуживающую МКД и входит в состав расходов на содержание общего имущества (подпункт «д (2)» п. 11 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006).

Таким образом, содержание контейнерной площадки относится к полномочиям ее собственника (управляющей организации или муниципалитета). На Региональный оператор возложена обязанность в обеспечении только подбора просыпавшихся ТКО в момент погрузки в мусоровоз.

Еще один вопрос, возникающий у Астраханцев, это – в чьи обязанности входит устранение несанкционированных свалок?

В своем письме федеральное ведомство поясняет, что ликвидировать несанкционированную свалку обязан собственник земельного участка, на котором она находится, а «обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления». Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду (п. 18 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016, ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003).

Если у жителей города по прежнему возникают вопросы относительно деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО, их можно задать позвонив по телефону колл-центра: 8-800-707-05-08.


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.