Хранить традиции и быть впереди


09 декабря 2022 601

Возрождение казачества играет большую роль в деле воспитания духовности и любви к Родине в целом и к своей малой конкретно. Каким было это военное сословие в недалеком прошлом и каким оно стало сегодня.

Особый надел и 8 рублей деньгами

Служба казаков продолжалась с 16 до 35 лет, но в действительности казаки служили всю жизнь пока болезни и дряхлость, по свидетельству врача, не давали отставку от службы. Пользовались они водою и землею наравне с другими жителями до 1789 года. В этом году было приказано отвести им особый надел из общего городского по 300 десятин на каждую мужскую душу простых казаков и 1 200 десятин старшинам. Жалование годовое у сотника было 200 рублей, у рядового казака - 8 рублей. Имели они и пай - покос, дрова.

Занимались в свободное от службы время рыболовством и скотоводством, потом торговлей и хлебопашеством.

Ученье - свет

В 1792 году было открыто в Черном Яру малое народное училище для обучения казачат. В 1823 году появилось и приходское училище. Учить детей казаков было крайне необходимо, потому что из 540 человек Астраханского полка грамотных было всего 59. В 1830 году в Астрахани открывается Войсковой благородный пансионат для воспитания мальчиков - офицерских сыновей. В конце XIX века в городе были уже городское мужское училище (94 ученика), приходское мужское училище (51), женское приходское училище (25), церковно - приходская школа (44), школа грамоты (25). В этих заведениях успешно учились дети казаков. Среди других станиц Черноярская отличалась повышенной грамотностью казаков.

Казачьи дома помещались, главным образом, в «городе», в той части, которая когда-то была обнесена крепостным валом. Меньшая часть казаков жили в другой части - «форштадте».

Уже тогда славились арбузами

Академик С. Гмелин, посетивший Черный Яр в 1769 году, писал в своей книге «Путешествие по России»: «Население занимается торговлей, рыболовством. За неимением пахотной земли, черноярцы хлебопашеством занимаются мало, но в большом количестве выращивают знаменитые черные арбузы, отличающиеся от других вкусом, весом и цветом».

Собор во имя Вознесения Господня выстроен купцом Голощаповым. Богатые купцы, промышляя рыбой, посылали ее почти всю в Москву.

Наиболее состоятельными людьми в городе были купцы Якунины, Тимофеевы, Максимовы, Ляховы, Булгаковы, Пономаревы. Сурытин торговал вином, Лукьянов держал трактир. Славились рыбные ватаги Калашникова и Орлова, построившие в 1880 году в городе миножный завод. И что интересно, сегодня представителей этих фамилий, кроме Сурытиных, в Черном Яру живет немало.

Коней поили у Парижа

Еще до вхождения в астраханский казачий полк в 1736 году тридцать два казака Черноярской команды участвовали совместно с саратовскими казаками в успешном походе русских войск под командованием генерал-фельдмаршала Ласси в Крым. Черноярские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года. С боями дошли до Парижа, стояли лагерем на Елисейских полях и поили коней в реке Сена. Все они были награждены и повышены в чине. За боевые подвиги в русско-турецкой войне 1877-1878г.г. все черноярцы награждены светло-бронзовыми медалями и специальным знаком отличия на головных уборах. Урядник Николай Плотников награжден серебряной медалью, а урядник Василий Разгонов стал георгиевским кавалером.

Казаки имели свой годовой праздник - 19 августа в честь иконы Донской Божьей Матери. Российское казачье войско просуществовало до 1918 года, когда Совнарком издал приказ о роспуске этих войск.

Славному роду нет переводу

После 1917 года зажиточные казаки были раскулачены и сосланы. Казачье сословие как бы само собой перестало существовать. В течение многих десятилетий советской власти о казачестве предпочитали молчать. Стало возрождаться это сословие в перестроечные годы. И в том числе в Черном Яру. Много усилий уже в веке нынешнем приложил к этому бывший глава района, а сегодня атаман Астраханского окружного казачьего общества Всевеликого войска Донского Дмитрий Заплавнов и сотрудники Черноярского краеведческого музея. А также люди иногородние, но заинтересованные найти свои корни - потомки казаков. Так Борис Пугачев проделал колоссальную работу, итогом которой стали книги. Две он подарил музею. Сведения там собраны просто уникальные. По словам организатора экскурсий музея Виктора Ананьева, Борис приезжал в село три года назад и рассказывал, что он ознакомился с несколькими документами из архива войска и начал поиски, хотя сам отнюдь не историк, а моряк. Во время своего пребывания на черноярской земле посетил местное кладбище и нашел могилу казака, похороненного в XVIII веке. Книги же датируются 2017-м и 2019-м годами. В них история семей - потомков казаков. Есть разные списки: расстрелянных и музыкантов, особой казачьей сотни, артиллеристов казачьей батареи и другие данные. Например, о полном георгиевском кавалере Льве Кропотове. Автор выяснил, где жила семья героя. А всего в Астраханском казачьем войске было 10 полных кавалеров этой высокой награды за доблесть, смелость и мужество. Еще три награжденных полным набором георгиевских крестов из станицы Грачевской тоже были черноярцами (Енотаевский район входил в состав Черноярского уезда).

Название говорит за себя

Обо всем этом можно узнать, посетив музей. Директор Татьяна Ананьева по профессии - учитель истории. Она проводит очень интересные экскурсии. А чтобы увидеть, чем занимались казаки, достаточно побывать на мероприятиях, которые проводятся в Центре патриотического воспитания молодежи и казачества «Патриот» для черноярских учащихся и для гостей района. А еще бывает День открытых дверей. На одной из таких встреч побывала и я.

«В Центре все желающие могут обучиться фланкировке, верховой езде, освоить азы военной подготовки, ознакомиться с традициями и бытом казаков, участвовать в районных мероприятиях - Масленице, конных походах, парадах, приобщиться к труду и уходу за животными, - рассказал атаман черноярского казачества Сергей Бульдин. - В летний период можно записаться в палаточный лагерь, вместе с казаками станицы Черноярской участвовать в создании военно-патриотического клуба, стать участником ансамблей казачьей песни».

Далее гости отправились знакомиться с достопримечательностями станицы. Все они были разделены на площадки. Площадка № 1 - «Военно-патриотическая». Разумеется, здесь горели глаза у мальчиков, так как можно разобрать и собрать автомат, изучить строевые приемы на месте и в движении. На площадке № 2 под названием «Станица» присутствующие познакомились с бытом казаков, станичным музеем, посетили казачье подворье. Не все раньше видели, как на печи в котле готовятся разные блюда. А уж попробовать их было несомненно приятно.

Часовня Донской иконы Божьей Матери - площадка № 3. Прозвучал рассказ об истории ее создания, иконах и их значении для православия. На площадке № 4, на берегу Волги, перед зрителями предстали пожарная машина, желтый милицейский УАЗик, катер «Пограничник». Остальные площадки служат скорее не познавательным, а развлекательным целям. На «Леваде» детей покатали на повозке. Можно было пообщаться с конями и покормить их, конечно, под присмотром взрослых. Было и чаепитие, и мастер-класс по владению шашкой, и рубка лозы. И конечно, звучали песни. Этот день принес всем массу положительных эмоций и впечатлений, а значит, прожит он был не зря.

Традициям жить!

Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия. «Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться», - гласит старинная поговорка. За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских. Вместе с другими победоносными полками прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года. Таковы были казаки в старые годы, такими они остаются и по сей день. И можно с уверенностью сказать, что славному казачьему роду нет переводу! Возрождение казачества - это возрождение культуры, традиций, обычаев. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Желтые лампасы

Черноярская команда имела свою хоругвь (знамя) из белой материи, украшенной синими звездочками. На обеих сторонах полотна изображение Российского герба. Древко окрашено красками трех цветов - белого, черного, красного. Верхний конец увенчан копьем. У Астраханского казачьего войска был свой отличительный элемент в одежде - желтые лампасы и желтые полосы на головных уборах. Их называли «желтые казаки».

Алла ПЕТРОВА


Читайте также