26 мая 2023
498


Фото предоставлены Эльдаром Идрисовым
Ногайцы расстались, чтобы встретиться вновь?
Этот и другие вопросы, связанные с ногайским этносом, сейчас широко обсуждаются в сети Интернет в связи с одиозными заявлениями из-за рубежа. Наша редакция попросила комментарий у эксперта этнолога-ногаеведа Эльдара Идрисова.
В последнее время в информационном пространстве заговорили о ногайцах. Внимание к ним приковано в связи с заявлениями, которые поступают из-за рубежа, по поводу создания отдельного этнотерриториального образования ногайцев на Нижней Волге со столицей в городе Астрахани. Инициатором и лицом данного проекта является представитель зарубежной диаспоры ногайцев, выходец из северокавказского региона Анвар Курманакаев. Первый информационный вброс был сделан, когда он выступил на форуме в Европарламенте. Выступление с негативной оценкой прокомментировал в своей программе политический обозреватель Владимир Соловьев. О политическим квазипроекте также упомянул в своем интервью министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Недавно Анвар Курманакаев опубликовал новый призыв к мобилизации вокруг заявленной темы. Он апеллирует к цифре, что в Астраханской области проживает 80 тысяч ногайцев и что именно эта территория должна объединить представителей этноса.
Кто такие ногайцы? И откуда они появились в Астраханском крае?
Ногайцы - тюркоязычный этнос, образовавшийся в ходе процессов распада Золотой Орды и формирования Ногайской Орды. Некоторые исследователи говорят, что они также были представлены как население в Астраханском и Крымском ханствах. С 1555 г. Ногайская Орда по причине междоусобиц и социальных катаклизмов начинает распадаться на отдельные кочевые объединения.
После присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству в 1556 году вокруг города Астрахани появляются сезонные поселения кочевых групп, которые в источниках местной администрации стали обозначаться как «юрт», а их жителей обобщенно называли «юртовские татары». В это сообщество вошли остатки населения бывшего Астраханского ханства, преимущественно ногайцы, которые активно переходили из Волго-Уральского междуречья под власть русской воеводской администрации.
Другие группы ногайцев обосновались в Астраханском крае в конце XVIII века, когда после ликвидации Калмыцкого ханства тюркские группы, кочевавшие в его пределах, стали переходить под власть губернской администрации. Это были карагаши - ветвь кубанских ногайцев, образовавшаяся из частей Малой Ногайской Орды, и кундровцы, связанные с юртовцами-едисанцами, но дольше сохранявшие кочевой образ жизни, в частности, имевшие тесное общение с карагашами. Исследователи выделяют еще утар-алабугатцев как обособленную группу ногайцев.
Как мы видим из истории, ногайцы прошли нелегкий путь в своем этническом становлении. Некогда единая общность в рамках кочевого этнополитического образования постепенно распалась на территориальные группы. Всероссийская перепись фиксирует 109 тысяч ногайцев. Общее число ногайцев в мире можно оценивать до 300 тысяч человек.
Какие государственные традиции есть у ногайцев?
Тема кочевой государственности является дискуссионной в науке. Часть ученых использует такое понятие как «кочевые государства», часть утверждает, что кочевники в силу особенностей образа жизни и уровня социально-экономического развития государства не создавали, а развивались альтернативным способом. Например, ведущий российский ногаевед Вадим Трепавлов, недавно ушедший из жизни, классифицировал Ногайскую Орду как суперсложное вождество, то есть полития на стадии формирования государственности. Одним из препятствий централизации власти является диктатура пространства, то есть правитель не мог жестко подчинить всех глав племенных объединений своей воле, у него не хватало ресурсов, поэтому все несогласные спокойно откочевывали, становились вольными кочевниками («казаками») или переходили под власть к другому правителю.
Так и произошло, например, в середине XVI века, когда бий Исмаил, захвативший власть в Ногайской Орде, попытался проводить единоличную политику, но натолкнулся на сложившиеся традиционные устои, не дававшие возможность подчинить всех своим интересам. От него отошел Казый, основавший свой улус, ставший затем Малой Ногайской Ордой.
Что интересно, ногайцы, развившиеся альтернативным социальным путем, в современной этнополитической культуре идеализируют Ногайскую Орду как полноправное государство и часто свои политические лозунги обращают к истории этого образования.
Как развивалось современное этнокультурное движение астраханских ногайцев?
В период советского нациостроительства ногайцы не получили своего отдельного этнотерриториального образования. Этот вопрос обсуждался в отношении ногайцев Северного Кавказа. В Нижнем Поволжье некоторое время, с 1937 по 1943 г., существовал ТатароНогайский район. В период советской власти все группы астраханских ногайцев стали причисляться к татарам, в сфере образования и культуры проводилась политика татаризации.
Во время перестройки, когда на Северном Кавказе возникло движение «Бирлик», ногайцы Астраханской области не рассматривались как составная часть этого этнополитического проекта. Для астраханских ногайцев актуальным являлся лозунг возрождения этнического самосознания. Все усилия общественных активистов связаны с этим направлением деятельности. От переписи к переписи мы видим рост численности ногайцев в Астраханской области. Так, в последней переписи СССР 1989 года ногайцев было зафиксировано 3 958 человек, а по результатам переписи 2021 года - 9 320 человек ногайцев и отдельно 211 человек карагашей. Данные факты вызывают неприятие со стороны казанских ученых и общественных деятелей из Татарстана, которые считают астраханских ногайцев составной частью татарской нации.
Что не так с этнократией?
Этнократия - это когда распределение власти находится в руках одной этнической группы. Формирование этнократических режимов приводит к политике сегрегации, то есть ограничения прав других этнических групп. В современности особую роль играют компетенции, и управлять должны лучшие по образованию и практическому опыту, а в этнократиях все режимы скатываются к клановому перераспределению власти, к отрицательной селекции и оттоку умов за пределы таких территориальных образований.
Сегодня в Астраханской области органы государственной и муниципальной власти выработали свою модель управления межэтническими отношениями, которая строится на приоритете укрепления взаимодействия между народами, противодействия экстремизму и терроризму, воспитания молодежи в рамках патриотизма и традиционных ценностей.
Заявления о создании этнотерриториального проекта ногайцев являются откровенной провокацией, направленной на дестабилизацию межэтнических отношений в России. Они не учитывают всей совокупности сложившихся современных отношений, в которых живут народы Астраханской области, в частности, ногайцы. Люди, которые могут быть подвержены таким манипуляциям, слабо знают историю и в целом не имеют достаточного уровня образования и культуры, необходимой степени социальной интеграции в современный социум. Важно продолжать заниматься воспитательной, просветительской и научной деятельностью, дабы избегать таких манипуляционных попыток в будущем.
Как живут ногайцы в Астраханской области?
Сегодня ногайцы интегрированы в политическое и социально-экономическое пространство Астраханской области, работают в органах исполнительной власти, местном самоуправлении, бюджетных организациях, в системе правоохранительных органов, а также в коммерческом секторе. Этнокультурные интересы представляют три общественные организации, которые входят в программы поддержки органов региональной и муниципальной власти. Наиболее тесно ногайцы Астраханской области в историческом и культурном планах связаны с астраханскими казаками, татарами, казахами, туркменами и кавказскими народами.
Сложилась своя творческая и научная интеллигенция ногайцев в Астраханской области. Необходимо отметить, что именно астраханский ногаец Абдул-Хамид Джанибеков внес большой вклад в создание современных норм литературного ногайского языка, его имя чтят ногайцы всех регионов РФ.
Выводы и итоги
В ответ на одиозные заявления из-за границы руководители ногайских этнокультурных объединений Р. Ж. Абдуллаев и И. С. Альмухамедов сделали заявление в СМИ, в котором выступили с жесткой критикой подобных проектов, еще раз подтвердив приверженность сообщества ногайцев Астраханской области к России, высказав поддержку целостности Российской Федерации и укрепления межэтнических отношений в Астраханской области.
Эльдар Идрисов
Этот и другие вопросы, связанные с ногайским этносом, сейчас широко обсуждаются в сети Интернет в связи с одиозными заявлениями из-за рубежа. Наша редакция попросила комментарий у эксперта этнолога-ногаеведа Эльдара Идрисова.
В последнее время в информационном пространстве заговорили о ногайцах. Внимание к ним приковано в связи с заявлениями, которые поступают из-за рубежа, по поводу создания отдельного этнотерриториального образования ногайцев на Нижней Волге со столицей в городе Астрахани. Инициатором и лицом данного проекта является представитель зарубежной диаспоры ногайцев, выходец из северокавказского региона Анвар Курманакаев. Первый информационный вброс был сделан, когда он выступил на форуме в Европарламенте. Выступление с негативной оценкой прокомментировал в своей программе политический обозреватель Владимир Соловьев. О политическим квазипроекте также упомянул в своем интервью министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Недавно Анвар Курманакаев опубликовал новый призыв к мобилизации вокруг заявленной темы. Он апеллирует к цифре, что в Астраханской области проживает 80 тысяч ногайцев и что именно эта территория должна объединить представителей этноса.
Кто такие ногайцы? И откуда они появились в Астраханском крае?
Ногайцы - тюркоязычный этнос, образовавшийся в ходе процессов распада Золотой Орды и формирования Ногайской Орды. Некоторые исследователи говорят, что они также были представлены как население в Астраханском и Крымском ханствах. С 1555 г. Ногайская Орда по причине междоусобиц и социальных катаклизмов начинает распадаться на отдельные кочевые объединения.
После присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству в 1556 году вокруг города Астрахани появляются сезонные поселения кочевых групп, которые в источниках местной администрации стали обозначаться как «юрт», а их жителей обобщенно называли «юртовские татары». В это сообщество вошли остатки населения бывшего Астраханского ханства, преимущественно ногайцы, которые активно переходили из Волго-Уральского междуречья под власть русской воеводской администрации.
Другие группы ногайцев обосновались в Астраханском крае в конце XVIII века, когда после ликвидации Калмыцкого ханства тюркские группы, кочевавшие в его пределах, стали переходить под власть губернской администрации. Это были карагаши - ветвь кубанских ногайцев, образовавшаяся из частей Малой Ногайской Орды, и кундровцы, связанные с юртовцами-едисанцами, но дольше сохранявшие кочевой образ жизни, в частности, имевшие тесное общение с карагашами. Исследователи выделяют еще утар-алабугатцев как обособленную группу ногайцев.
Как мы видим из истории, ногайцы прошли нелегкий путь в своем этническом становлении. Некогда единая общность в рамках кочевого этнополитического образования постепенно распалась на территориальные группы. Всероссийская перепись фиксирует 109 тысяч ногайцев. Общее число ногайцев в мире можно оценивать до 300 тысяч человек.
Какие государственные традиции есть у ногайцев?
Тема кочевой государственности является дискуссионной в науке. Часть ученых использует такое понятие как «кочевые государства», часть утверждает, что кочевники в силу особенностей образа жизни и уровня социально-экономического развития государства не создавали, а развивались альтернативным способом. Например, ведущий российский ногаевед Вадим Трепавлов, недавно ушедший из жизни, классифицировал Ногайскую Орду как суперсложное вождество, то есть полития на стадии формирования государственности. Одним из препятствий централизации власти является диктатура пространства, то есть правитель не мог жестко подчинить всех глав племенных объединений своей воле, у него не хватало ресурсов, поэтому все несогласные спокойно откочевывали, становились вольными кочевниками («казаками») или переходили под власть к другому правителю.
Так и произошло, например, в середине XVI века, когда бий Исмаил, захвативший власть в Ногайской Орде, попытался проводить единоличную политику, но натолкнулся на сложившиеся традиционные устои, не дававшие возможность подчинить всех своим интересам. От него отошел Казый, основавший свой улус, ставший затем Малой Ногайской Ордой.
Что интересно, ногайцы, развившиеся альтернативным социальным путем, в современной этнополитической культуре идеализируют Ногайскую Орду как полноправное государство и часто свои политические лозунги обращают к истории этого образования.
Как развивалось современное этнокультурное движение астраханских ногайцев?
В период советского нациостроительства ногайцы не получили своего отдельного этнотерриториального образования. Этот вопрос обсуждался в отношении ногайцев Северного Кавказа. В Нижнем Поволжье некоторое время, с 1937 по 1943 г., существовал ТатароНогайский район. В период советской власти все группы астраханских ногайцев стали причисляться к татарам, в сфере образования и культуры проводилась политика татаризации.
Во время перестройки, когда на Северном Кавказе возникло движение «Бирлик», ногайцы Астраханской области не рассматривались как составная часть этого этнополитического проекта. Для астраханских ногайцев актуальным являлся лозунг возрождения этнического самосознания. Все усилия общественных активистов связаны с этим направлением деятельности. От переписи к переписи мы видим рост численности ногайцев в Астраханской области. Так, в последней переписи СССР 1989 года ногайцев было зафиксировано 3 958 человек, а по результатам переписи 2021 года - 9 320 человек ногайцев и отдельно 211 человек карагашей. Данные факты вызывают неприятие со стороны казанских ученых и общественных деятелей из Татарстана, которые считают астраханских ногайцев составной частью татарской нации.
Что не так с этнократией?
Этнократия - это когда распределение власти находится в руках одной этнической группы. Формирование этнократических режимов приводит к политике сегрегации, то есть ограничения прав других этнических групп. В современности особую роль играют компетенции, и управлять должны лучшие по образованию и практическому опыту, а в этнократиях все режимы скатываются к клановому перераспределению власти, к отрицательной селекции и оттоку умов за пределы таких территориальных образований.
Сегодня в Астраханской области органы государственной и муниципальной власти выработали свою модель управления межэтническими отношениями, которая строится на приоритете укрепления взаимодействия между народами, противодействия экстремизму и терроризму, воспитания молодежи в рамках патриотизма и традиционных ценностей.
Заявления о создании этнотерриториального проекта ногайцев являются откровенной провокацией, направленной на дестабилизацию межэтнических отношений в России. Они не учитывают всей совокупности сложившихся современных отношений, в которых живут народы Астраханской области, в частности, ногайцы. Люди, которые могут быть подвержены таким манипуляциям, слабо знают историю и в целом не имеют достаточного уровня образования и культуры, необходимой степени социальной интеграции в современный социум. Важно продолжать заниматься воспитательной, просветительской и научной деятельностью, дабы избегать таких манипуляционных попыток в будущем.
Как живут ногайцы в Астраханской области?
Сегодня ногайцы интегрированы в политическое и социально-экономическое пространство Астраханской области, работают в органах исполнительной власти, местном самоуправлении, бюджетных организациях, в системе правоохранительных органов, а также в коммерческом секторе. Этнокультурные интересы представляют три общественные организации, которые входят в программы поддержки органов региональной и муниципальной власти. Наиболее тесно ногайцы Астраханской области в историческом и культурном планах связаны с астраханскими казаками, татарами, казахами, туркменами и кавказскими народами.
Сложилась своя творческая и научная интеллигенция ногайцев в Астраханской области. Необходимо отметить, что именно астраханский ногаец Абдул-Хамид Джанибеков внес большой вклад в создание современных норм литературного ногайского языка, его имя чтят ногайцы всех регионов РФ.
Выводы и итоги
В ответ на одиозные заявления из-за границы руководители ногайских этнокультурных объединений Р. Ж. Абдуллаев и И. С. Альмухамедов сделали заявление в СМИ, в котором выступили с жесткой критикой подобных проектов, еще раз подтвердив приверженность сообщества ногайцев Астраханской области к России, высказав поддержку целостности Российской Федерации и укрепления межэтнических отношений в Астраханской области.
Эльдар Идрисов
Читайте также
Комментарии к новости отключены автором!