Как живется русским в Астраханской области


24 мая 2019 19541

Там русский дух, там Русью пахнет

Где в Астраханской области живут русские? Везде. По данным последней переписи, они составляют более 60% населения региона. Зачем же сохранять русскую культуру, если она повсюду, и русский язык, если на нем говорит вся страна?

С кем суп сварить

В отличие от многих других народов, населяющих Астраханскую область, русское национально-культурное движение оказалось наименее сплоченным и организованным. В разные годы были попытки создать соответствующее русское общество, но они не увенчались успехом. Но организации и творческие коллективы, сохраняющие и пропагандирующие русские традиции, есть.

Одно из них - движение русской культуры «Покровъ». Именно его представители стали инициаторами «Русских вечерок», которые традиционно проводятся по субботам на набережной Волги у памятника Петру I. Это один из способов возрождения русских традиций через песни и народные игры.

 

- Многие игры направлены на знакомство, - рассказывает заместитель руководителя движения русской культуры «Покровъ» по работе с молодежным отделом Астраханской епархии Михаил Гут. - Например, игра «Суп варить», когда пары встают в хоровод, а их руки служат воротами, через которые пробегают другие пары. Игра «Селезень и утица» - это догонялки. Парень догоняет девушку, а когда догонит, девушка благодарит его за то, что он потратил силы, чтобы ее догнать.

Детям очень нравится игра «Дударь». В ходе нее у ведущего спрашивают: «Что у дударя болит?» Он отвечает, к примеру, голова. И все хватаются за голову соседа справа и идут дальше, держась за головы.

- Можно ответить что угодно, например, пятка, и все гуськом идут, - говорит Михаил. - Получается очень весело.

Вечерки начинаются с «веселой змейки»: заводила бежит по площади, собирает народ, закручивает змейку в фигуры, чтобы раззадорить людей. А потом - знакомство и игры.

Поучаствовать в вечерках приходит от 50 до 300 человек. Есть те, кто ходит постоянно. А особенно, говорит Михаил, это нравится иностранным студентам. Как-то проводили «Русские вечерки» в одном из вузов, студенты из Латинской Америки с таким удовольствием играли, фотографировались и тут же выкладывали в соцсети.

Общинность уходит

Некоторые считают, что это просто игра, забава для молодежи. Но все не так просто.

- В последнее время мы почти перестали общаться, - считает заместитель руководителя агентства по делам молодежи Астраханской области Виктор Нуртазин. - Но на генном уровне людям этого не хватает. Поэтому многие с удовольствием участвуют в наших вечерках. Некоторые здесь знакомятся, уже даже сложились семьи. Русские вечерки - это не просто игра, реконструкция. Самое главное - внутренняя суть традиции.

Сейчас ребята думают о том, как переформатировать проект, сделать его более камерным, семейным.

- Потому что традиции - это и отношения внутри семьи, а многие исконные семейные ценности теряются, - сетует Виктор Нуртазин. - Возьмем, например, роль крестного отца и крестной матери. Сегодня как: покрестили - и все, дальше подарки на дни рождения да сводить куда-то. Раньше крестный становился для ребенка вторым отцом, и если что-нибудь случалось, ребенок не мог остаться сиротой и попасть в детдом.

- Для русских всегда был важен фактор общинности, - вторит руководитель студенческой казачьей сотни Антон Грязев. - Когда люди живут не просто семьей на два-три человека, а жизнью большого коллектива, когда радость одного - это большой праздник для всех, когда один за всех - и все за одного. 

Раньше, когда молодые собирались вступить в брак, они готовились к этому духовно, ходили в церковь. А все хлопоты по организации свадьбы брали на себя родственники. Сейчас жених с невестой, как правило, сами готовят свадьбу, и эта суета забирает много сил, энергии, не дает сосредоточиться на главном. Да и сами свадебные обряды раньше имели особый сакральный смысл.

- Сейчас многие даже не понимают, для чего венчаются, - говорит Антон. - Самый распространенный ответ: «Так принято".

Напрясть с три километра

- Это настоящий старинный станок. Ему больше 100 лет. Он был найден в одной из деревень Архангельской области, отреставрирован в Петербурге, а потом мы его купили и привезли сюда, - рассказывает, ловко орудуя челноком, Наталия Аплетина, руководитель студии декоративно-прикладного искусства Ремесленного подворья в Евпраксино. - Он работающий, все детали его собственные.

В отличие от современных, сборных ткацких станков, он сделан из массива.

- Он называется корневым, смотрите: вот ствол, а вот корень, - поясняет Наталия Васильевна.

[caption id="attachment_91055" align="alignnone" width="640"] Фото Максима Коротченко[/caption]

Станок, кстати, очень легко разбирается. Ведь в избах они долго не стояли. Ткали в перерыве между сельскохозяйственными работами - зимой, ближе к весне. Ведь сначала надо было напрясть нитей на ткань.

- На рубаху надо 10 метров ткани, так как ширина ее всего 40 сантиметров, - рассказывает Наталия Аплетина. - Здесь 300 ниток. То есть только на одну рубаху надо было напрясть три километра нити. Поэтому осенью, как только собирали урожай, садились прясть, а потом, когда напрядено достаточно, начинали ткать.

 


Кстати

Пояс - обязательный элемент русского костюма. По русским традициям, ходить без пояса было грешно. Его носили и мужчины, и женщины. Отсюда и выражение «распоясался» - то есть вышел за рамки, нарушил нормы, распустился.

Учить девочек начинали с трех лет, давая им в руки игрушечные веретешки, а с шести лет они уже выполняли настоящую работу. Надо было приготовить приданое для себя, подарки всем членам той семьи, куда уходит невеста.


 

- Одних только поясов надо несколько десятков, - рассказывает Наталия Аплетина. - Поэтому лениться было некогда.

В Ремесленном подворье есть еще мастерские по валянию из шерсти, плетению из лозы, гончарная.

[caption id="attachment_91057" align="alignnone" width="640"] Фото Максима Коротченко[/caption]

- Когда проводим экскурсию, прежде чем завести в мастерскую, мы загадываем гостям загадки, - рассказывает директор МБУК «Евпраксия» Ирина Зарубина. - Отгадали - заходите. Особенно всем нравится гончарная мастерская. Гончарное искусство - это все четыре стихии: вода, глина, воздух (когда изделие сушится) и огонь (когда оно обжигается в печи).


Бег от Альцгеймера

Прясть на веретене - не только интересно, но и полезно, уверена Наталия Аплетина. «Ребенок берет веретено, начинает прясть - вот вам и моторика. И руки, и голова начинают работать. Потому что многие дети, которые приезжают к нам на экскурсии, не могут даже с ножницами работать. А пожилым вообще настоятельно рекомендую, потому что это бег от Альцгеймера».


Идея организовать Ремесленное подворье принадлежит бывшему директору местного Дома культуры и руководителю Центра народной культуры «Добродея» Валентине Пугатовой. Руководство района поддержало ее. В 2015 году объект построили и начали закупать оборудование, материалы, оформлять помещения.

[caption id="attachment_91058" align="alignnone" width="640"] Фото Максима Коротченко[/caption]

- К нам с удовольствием приходят дети, приезжают туристы из других городов и стран - Японии, Германии, Венгрии, - говорит Ирина Зарубина. - Наши гости и частушки поют, и песни, играют в народные игры. Раздаем им ложки, трещотки, бубны, другие инструменты, и тут такое творится - не остановить. Приезжайте к нам с экскурсией, сами увидите!

В поисках русской души

«Что такое русская душа?» - спросили мы наших собеседников. И вот что они ответили.

 

Михаил Гут, заместитель руководителя движения русской культуры «Покровъ» по работе с молодежным отделом Астраханской епархии:

- Добрый, мужественный. Как богатыри: добрые, но сильные духом, могут и за себя постоять, и за Отчизну.

 

 

Виктор Нуртазин, заместитель руководителя агентства по делам молодежи Астраханской области:

- Я представляю бирюзовую дымку, которая расстилается по просторам степи, лесов, гор, вбирает в себя все запахи, всех наших птичек, все терема, которые пахнут деревом, песни, исторические вехи, победы и страшные дни, слезы. Все это вбирает и вливается в одного человека.

Антон Грязев, руководитель студенческой казачьей сотни:

- Русская душа - христианка. Православие учит: Бог есть любовь. Учит исполнять заповеди, которые есть заповеди любви. И русский дух - это синоним любви в широком, христианском смысле.

Мнение

Язык философов

Ирина Чистякова, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка Астраханского государственного университета:

- Сегодняшнее падение культуры речи коренится в изменении взглядов на жизнь. В советское время норма поддерживалась, на телевидении была образцовая речь. Сейчас на телевидении мы можем услышать все что угодно. Во-вторых, сегодня молодежь отказывается от авторитетов. Молодые говорят: зачем нам энциклопедии, книги, домашние библиотеки, если все есть в интернете? Да, в интернете действительно есть все. Но не все могут в этом разобраться, найти солидные источники, на которых можно воспитывать свой вкус, совершенствовать стиль. Потому и вырастает поколение, которое не в состоянии понять язык Достоевского, Пушкина, Чехова.

Мы знаем, насколько обогащен был русский язык тюркскими заимствованиями в Средние века. И эта лексика столь органично вошла в наш язык, что мы подчас забываем, что это тюркские слова, пользуясь ими как исконно русскими. С англицизмами, которые сейчас заполонили нашу речь, такого не будет никогда. Почему? Потому что это абсолютно чуждая нам культура. Сами посудите: английский язык основан на латинской культуре. И когда об Америке говорят, что это страна юристов, то очень правильно говорят. Латинский язык - это язык права. Потому они такие законопослушные. У русских совсем другая культура. Поговорить, пофилософствовать, пусть даже в кухонном масштабе - это в нашей ментальности. Мы по природе не софисты, а диалектики, стремимся познать истину, прийти к справедливому решению путем диалога. И русский - не язык права, а язык морали и философии. Недаром в нашем языке есть множество слов, которых нет в других языках: подвиг, честь, совесть. Воскресенье в англоязычной культуре - это всего лишь солнечный день. А в нашей - это воскресенье. То есть обновление, очищение души. И это связано с нашей православной культурой. Русская лексика очень духовно насыщенная, и, конечно, мы должны заботиться, чтобы русский язык оставался стержнем нашей жизни, как мы, филологи говорим - домом нашего бытия. Ведь язык - это основа культуры любого народа.


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.