Как в Астраханской области живут турки-месхетинцы


20 сентября 2019 14215

Баракатли олсун - чтобы всего было много

Если верить последней Всероссийской переписи населения 2010 года, то представителей этой кавказской субэтнической группы в Астраханской области всего 37 человек.

Их действительно в нашем крае немного, но не настолько, как утверждает переписная статистика.

Диаспору потомков из юго-западной Грузии можно встретить как в Астрахани, так и, скажем, в Черноярском, Наримановском и Камызякском районах. По разным источникам, их на астраханской земле от 1,3 до 1,6 тысячи человек.

При этом, селясь компактно и придерживаясь древних традиций жить своим этносом как единой семьей, они не отгораживаются от окружающих - напротив, радушны любому гостю, переступившему порог их дома. И в приветствии «Баракатли олсун» («Чтобы всего было много») заложено желание одарить счастьем как можно больше людей в этом мире. Хотя сам мир не раз был чрезвычайно жесток к ним, туркам-месхетинцам.

Прочли в газете и приехали

Поды в Черноярском районе - село самобытное и многонациональное. В нем проживают немногим более 700 человек десятка национальностей. И 275 из них - турки-месхетинцы.

«Я уже точно не помню, почему мы выбрали на жительство именно Поды, - рассказывает глава одного из кланов Маил Алиев. - По-моему, прочли в газете, что требуется рабочая сила в колхоз. Тогда многие трудоустраивались по вербовке. Астраханская область имеет климат, чем-то похожий и на Турцию, и на Грузию. А уж летняя жара здесь точно как в Узбекистане, где мы раньше жили. Вот мы и приехали в Поды».

Турки-месхетинцы делятся на кланы, в составе которых живут представители нескольких семей, носящих одну и ту же фамилию. Впрочем, они необязательно должны быть родственниками.

В селе Поды есть кланы Алиевых, Шахриевых, Шахмановых, Маматовых, Мехтиевых и Михтиевых (вообще-то, это одна фамилия, просто в паспортном столе ошиблись при подготовке документов, а люди и не возражали). Большая часть - из Узбекистана, но есть мигранты из Карачаево-Черкесии, Казахстана, Азербайджана.

«Наши дедушки жили в Грузии в одном селе. Это было до Великой Отечественной войны, - продолжает Маил Алиев. - Потом родителей как-то разбросало по свету. А в Подах собрались именно потомки уроженцев того самого грузинского села».

Перец всему голова

В Астраханской области месхетинцы, пережившие ужасы Ферганского погрома в Узбекистане, начали селиться в 1990 году. Кто-то обосновался в областном центре, кому-то приглянулось село Разночиновка в Наримановском районе, кому-то - село Чаган в Камызякском районе. Несколько семей подались на север региона, в Поды.

По приезде в черноярское село многие из месхетинцев стали работать в колхозе «Волна революции», который тогда считался успешным и процветающим хозяйством. Однако вскоре времена изменились: колхоз пришел в упадок и распался.

И началась тогда «эпоха перца». В каждом подворье имелся огород, и местные жители Под - русские, украинцы, дагестанцы - заметили, что новоявленные односельчане выращивают перец по-особому. Не так, как на колхозном поле. И урожай с нескольких соток получают, как с гектара. Смекалистые подовцы быстро новую технологию переняли. Да и сами турки-месхетинцы секретов не держали: их хорошо приняли на новом месте, чего же тут таиться?

Так в селе чуть ли не каждый начал выращивать перец. А затем появились крестьянско-фермерские хозяйства, специализирующиеся на перце. Прошло немного времени, и стали Поды известны своей перцовой продукцией. Зачастили сюда покупатели, приезжали прямо в поле. И открылась дорога подинскому перцу в столицу и другие города.

 

Удивительный дом

Турки-месхетинцы внесли новизну и в такую сферу, как индивидуальное строительство. В Подах появились новые дома, необычные: практически весь двор находится как бы под одной крышей. В таких домах можно, не запачкав обуви, перейти из жилых помещений в хозпостройки.

На подворье у турка-месхетинца - крупный рогатый скот, овцы, птица. Но каждый из них основным направление работы считает для себя растениеводство.

Кстати, Поды стало единственным селом в районе, где рождаемость превышала смертность. И это благодаря месхетинцам, у которых в семье три ребенка - обычное дело, а пять-шесть детей - не такая уж и редкость. В сельской школе, которая до некоторых пор была средней общеобразовательной, наполнились классы. И в реконструкции местного детсада возникла необходимость.

Месхетинцы - и взрослые, и дети - активно участвуют в общественной жизни села, при этом сохраняя свои обычаи и традиции.

Два клана

Глава семьи Мехтиевых Мирдас Мехтиевич - бывший работник коммунальной службы, человек неординарный. В свободное от работы время писал статьи в районную газету. О себе, о тяготах и переездах своего народа, о земле, гостеприимно принявшей, о традициях. Нередко приглашал корреспондентов к себе в гости и удивлял тех национальными угощениями. Уехать на голодный желудок от семейного дастархана Мехтиевых не удавалось никому.

Глава клана Алиевых - Сардар Алиевич - тоже в свое время баловался заметками в районку, считаясь внештатным корреспондентом. Однако время все расставило по местам, и сегодня он выращивает перец, томаты и баклажаны. «Мой старший сын в числе первых отправился в Поды, - вспоминает Сардар Алиев. - Сейчас таких называют квартирьерами, а тогда они поехали строить жилье. Председатель колхоза Михаил Заплавнов принял радушно, помогал по возможности. И мы с семьей уже приехали не на пустое место».

Вырастили они с женой Джамилей троих сыновей и дочь. Сильный пол, возмужав, остался в селе, а вот Аниса вышла замуж и уехала в Ростовскую область. Сейчас ее сын поступил в АГТУ. Впрочем, в астраханском техуниверситете учатся еще два внука Сардара Алиева: один - на архитектора, второй осваивает компьютерные технологии.

У Маила Алиева и его супруги Муххабад все трое детей - дочь и два сына -  пошли по врачебной стезе. Старший Шамиль работает в Астрахани в Александро-Мариинской больнице. А внуков и внучек у Маила  Фахмиевич целых девять! Причем старшему 19 лет, а младшим - два и три месяца. И все - граждане России. И переезжать никуда не собираются.

В свое время в Черноярском районе проходили смотры художественной самодеятельности сел. Участвовали и подовские таланты. Причем гвоздем программы были зажигательные танцы в исполнении турецкой молодежи. А душой и режиссером-постановщиком программы считалась Гульетар Алиева - сноха Маила Алиева. Поды для нее стали новой родиной - она даже кадриль плясала вместе с русскими. Гульетар выучила обоих сыновей в вузах, даже невестку возила учиться в Астрахань (в результате та получила специальность воспитателя детского сада).

Некоторое время назад Гульетар вместе с семьей уехала в Турцию. По словам бывших односельчан, устроилась там не шикарно, но неплохо.

С кем угодно найдут язык

Месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые же ученые выдвигают версию, что язык месхетинских турок является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в Средние века.

Согласно другим выкладкам, до 85% турок-месхетинцев свободно владеют русским языком. Поэтому для практической записи своего языка месхетинцы часто употребляют кириллический алфавит.

По словам Сардара Алиева, месхетинцы знают язык граждан той бывшей республики СССР, в которой проживали. И не только. Например, в узбекской деревне, живя бок о бок с корейцами, научились понимать и их.

В Подах русский язык практически все месхетинцы знают в совершенстве и пишут на нем грамотно, но дома разговаривают только на родном языке. По уверению Сардара Алиевича, их дети в совершенстве владеют и турецким. А вот внуки, которые ходят в садик и общаются с русскими сверстниками, охотнее лепечут по-русски. Но взрослые надеются, что и они будут знать свой родной язык.

Какая свадьба без борьбы между гостями?

«Интересно у них обставляются свадьбы, - поделился впечатлениями бывший глава села, а ныне заместитель главы администрации Черноярского района Андрей Решетников. - Как правило, девушки у турок-месхетинцев засватаны с детства. Поэтому чаще всего они заканчивают девять классов, и на этом их образование завершается. По традиции, перед свадьбой невест воруют. А вот одна характерная особенность на свадьбах турок-месхетинцев: гостей открытками и устно на нее не приглашают - те, отдавая дань уважения, должны сами приходить».

Другими свадебными традициями поделился Сардар Алиев. «Раньше было принято заканчивать свадебное гулянье утром следующего дня, - говорит он. - Еще была традиция во время свадьбы устраивать борьбу между гостями со стороны жениха и невесты. Национальная борьба культивировалась в селениях, где проживали молодожены до свадьбы. И в каждом имелся свой судья. Сейчас в одном селе трудно найти две противоборствующие команды».

Другая традиция: самые близкие родственники и друзья приходят утром следующего дня на хинкали, которые готовит невеста. Конечно, молодой жене все помогают, потому что надо налепить много пельменей. Кстати, приготовление хинкали - своеобразный экзамен для новобрачной. Впрочем, девушки выходят замуж уже подготовленными хозяйками.

Раздели с кем-нибудь трапезу

Вообще у турок-месхетинцев множество обычаев гостеприимства - ведь у них принято часто навещать друзей и родственников. И в гости они ходят не с пустыми руками, обязательно приносят подарки.

Угощать гостей принято чаем и сладостями. Они размещаются на полу, принимая пищу за маленьким столиком. Званый обед или ужин обязательно включает несколько блюд. А одно из главных правил у них гласит: не стоит есть в одиночестве - трапезу обязательно нужно разделить с кем-нибудь.

И это у месхетинцев во всем - делиться с другими самым лучшим, важным и дорогим.

Алла Петрова

 

ИЗ ИСТОРИИ

Историко-культурная область Месхетия возникла на юго-западе Грузии в VI-VII веках в результате заселения данной территории картвельскими племенами месхов. Сюда турки стали проникать в XI-XII веках. Окончательно субэтническая турецко-месхетинская группа сформировалась в XVII веке, когда Османская империя сделала Месхетию своим владением.

 

После Русско-турецкой войны 1829 года, согласно Адрианопольскому договору,  земли Месхетии-Джавахетии разделились на две части. Одна - в Грузии, которая входила в состав России, другая отошла к Турции. Большинство турок-месхетинцев предпочли переселиться в российскую часть.

Во время Великой Отечественной войны было мобилизовано практически все взрослое мужское население турок-месхетинцев - более 40 тысяч человек. Из них полегли на полях сражений 26 тысяч. Восемь месхетинцев стали Героями Советского Союза, трое - полными кавалерами Ордена Славы..

В 1944 году по постановлению ГКО СССР № 6279 турки-месхетинцы были депортированы из Закавказья в Казахстан, Киргизию и Узбекистан «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, пособничала врагам и служила для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Всего было депортировано 115,5 тысяч человек. За время пути в Среднюю Азию погибли до 30% репрессированных.

С 3 по 11 июня 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, в ходе которых жестоким нападениям подверглись турки-месхетинцы. Во время этих событий погибли 103 человека, а 1 011 получили травмы и увечья. Также были сожжены и разграблены 757 жилых домов, 27 гособъектов, 275 единиц автотранспорта. За июнь из Ферганской области в шесть областей РСФСР авиацией было срочно вывезено более 16 тысяч турок-месхетинцев, а к концу 1990 года Узбекистан покинули почти 90 тысяч человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.