Как изменит транспортная реформа общественный транспорт в Астрахани


25 ноября 2022 381

Новый подвижной состав начнет работу по обновленной маршрутной сети по шести магистральным направлениям

Астрахань многие годы оставалась в числе наиболее отстающих регионов по качеству работы общественного транспорта. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин поставил четкую задачу - исправить сложившуюся ситуацию - и выступил с инициативой по возрождению сети автобусных маршрутов. После многих месяцев основательной подготовки новой транспортной реформы изменения к лучшему пассажиры почувствуют уже в начале будущего года.

От малого к большому

Транспортная реформа в Астраханской области назрела уже давно. Проблемы с общественным транспортом копились не один десяток лет. Износ подвижного состава, отсутствие регулируемых тарифов и безналичной оплаты, недоступность для маломобильных пассажиров и главное - короткий рабочий день у большинства водителей маршрутных такси, как следствие - отсутствие возможности добраться домой в вечернее время у большинства пассажиров общественного транспорта.

Глава региона Игорь Бабушкин с момента вступления в должность обещал жителям области восстановить общественный транспорт, вернуть автобусы большой вместимости и кардинально перестроить дорожную сеть.

Итак, транспортная реформа стартует в январе и поэтапно будет реализована до конца 2023 года.

Напомним, ранее ФАУ «РОСДОРНИИ» по заказу региональных властей было разработано несколько вариантов по оптимизации маршрутной сети. Вариант с кардинальной реструктуризацией сети и формированием шести магистральных маршрутов по основным городским направлениям стал предпочтительным для руководства нашего региона. В рамках реформы планируется осуществить плавный переход к обслуживанию основных направлений подвижным составом большого класса. Малый класс маршрутных автобусов в перспективе сохранится лишь там, где сама топология сети в городской черте не оставляет другого выбора. Помимо реструктуризации маршрутной сети «РОСДОРНИИ» предложил широкомасштабные инфраструктурные изменения. Так, для обеспечения бесперебойной работы автобусов требуется порядка 46 км выделенных полос.

Обо всех изменениях, связанных с реализацией транспортной реформы в интервью телеканалу «Астрахань 24» рассказала главный советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» и директор академии интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожном комплексе Российского университета транспорта Екатерина Брязгина.

Комплексный подход

Транспортная система, сформировавшаяся за последние 30 лет, уже давно не отвечает запросам населения. Астрахань является ярким тому примером. Зачастую под транспортной реформой подразумевается ряд разрозненных мероприятий, каждое из которых само по себе не приведет к нужному результату. Правильная транспортная реформа - это целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества транспортного обслуживания, его надежности и безопасности. Необходимо провести оптимизацию маршрутной сети, сократить непродуктивное дублирование и зоны транспортной дискриминации, повысить надежность работы маршрутов и время их функционирования, обновить подвижной состав и правильно его использовать. Кроме того, транспорт должен соответствовать экологическим требованиям. Необходимо уделить внимание и павильонам ожидания пассажиров, а также современным методам информирования о работе пассажирского транспорта. Именно такой подход к реформе был предложен в Астрахани в рамках документа транспортного планирования в 2021 году. Минтранс России полностью солидарен с таким подходом к реформе. Благодаря своей активной позиции по реализации комплексных мероприятий Астраханская область весной 2022 года получила право на приобретение современных автобусов большого класса с государственной поддержкой федерального уровня. До конца года будет приобретено 94 автобуса на газомоторном топливе. Государственная поддержка составит более 7 миллионов рублей на каждое транспортное средство.

Рентабельность неважна

Многим астраханцам доставляет неудобство режим работы транспорта: водители маршрутов не работают после 21 часа. Перевозчики объясняют это тем, что обслуживание пассажиров в час пик находится на грани рентабельности, а в межпиковые периоды и особенно в вечернее время - нерентабельно. Новая маршрутная сеть будет работать до 10 часов, а магистральные направления до 11 вечера ежедневно. Транспортная реформа предлагает переход на новую систему взаимодействия между перевозчиком и организатором перевозок - правительством региона. Перевозчик будет получать плату за сам факт выполнения рейса.

В настоящее время уже запущены конкурентные процедуры по отбору перевозчиков на новую маршрутную часть. Отбор на магистральные маршруты закончился в октябре, а по остальным завершится в ближайшее время. Работа маршрутов в поздние часы будет обеспечена заключенными контрактами.

Единая транспортная система

Транспортная реформа касается не только Астрахани, но и всей агломерации (Астраханская агломерация географически включает территории Камызякского, Наримановского, Приволжского, Икрянинского, Володарского, Красноярского районов, объединенных вокруг областного центра - Астрахани). Тем не менее, в рамках оптимизации маршрутной сети не ставилась задача обеспечить работу всех маршрутов агломерации в режиме высокоинтенсивных городских маршрутов. В рамках проводимой реформы было выделено три основных направления. Это Астрахань-Началово, Астрахань-Фунтово, Астрахань-Яксатово. Пассажиры здесь получат схожий с жителями Астрахани уровень сервиса. По данным направлениям начнут движение автобусы среднего класса, которые будут работать с высокой интенсивностью и с маленьким интервалом. Перевозки планируется осуществляться регулярно и быстро. Маршруты по этим направлениям будут встроены в общегородскую систему. Жители названных районов фактически станут частью единой городской транспортной системой. Остальные населенные пункты агломерации будут обслуживаться пригородными, междугородними, межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок. Отправление будет осуществляться от автовокзала или автостанции. Большая интенсивность будет обеспечена на маршрутах с высоким потоком пассажиров.

31 рубль - предел

Екатерина Брязгина отметила, что тарифы на перевозку пассажиров давно не соответствуют реальным потребностям отрасли и стоимости транспортной работы. При этом обеспечение доступности услуг, в том числе и ценовой, станет одной из ключевых задач проведения реформы. Тариф не будет высоким, но позволит покрывать хотя бы часть расходов на организацию поездки. Также на новой маршрутной сети задействуют регулируемый тариф. Устанавливать его на длительный период будет не перевозчик, а органы власти. О любых изменениях информировать граждан станут заранее. В настоящее время предельный тариф на 2023 год установлен комитетом по регулированию тарифов Астраханской области в размере 31 рубль. Также прорабатывается вопрос введения дифференцированного тарифа. Он позволит получить скидку при оплате проезда в безналичной форме, а также даст возможность использовать пересадочный тариф. Благодаря такому нововведению при пересадке с одного транспорта на другой не нужно будет оплачивать полную стоимость проезда, а только определенную ее часть. Рассматривается и возможность введения абонементных билетов. Они позволят существенно сэкономить постоянным пользователям пассажирского транспорта.

Кстати

В обязательном порядке будет обеспечена возможность безналичной оплаты проезда во всех транспортных средствах. Оборудование подвижного состава терминалами безналичной оплаты - обязательное условие конкурсного отбора. Если на транспортном средстве не установлен терминал или он не работает, то автобус не имеет права выходить на линию.

Подготовили Александра Башмакова, Ольга Митрофанова


Читайте также