Из Астрахани по ПривЖД едет ретропоезд


17 апреля 2019 3009

Он привозит Победу

Ярко-черный паровоз с алой звездой скользит по рельсам, клубя густым паром и оглашая все вокруг гудками. А на перроне – море людей, встречающих солдат…

Кадры исторической хроники, символизирующие победу в Великой Отечественной войне, оживают на станциях Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей, когда на них прибывает «Воинский эшелон».

Подлинные орудия

В ретропоезде шесть железнодорожных платформ с техникой времен Великой Отечественной войны (танки Т-34, Т-26 и Т-60, бронеавтомобили, зенитное орудие, гаубицы, БМ-13 «Катюша»), сценическая платформа, вагон-теплушка и знаменитые «лебеди» – паровозы серии Л (кстати, первоначально эти локомотивы, созданные в годы войны, ездили под литерой П – Победа) Формировали состав на станции Волгоград-2.

Проект «Воинский эшелон» реализует Приволжская железная дорога и музей «Сталинградская битва», и в этом сотрудничестве – его уникальность: жители даже самых отдаленных населенных пунктов и городов получают возможность увидеть подлинные музейные экспонаты, никуда не выезжая.

- Возим не просто вооружение военных лет. Почти все оно участвовало в Сталинградском сражении, – рассказывает начальник поезда, руководитель подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги Владимир Бударин.

А вот вагон-теплушку, где воссоздан солдатский быт, изготавливали на базе обычного крытого вагона, дополнив интерьер деревянными нарами в виде спальных и сидячих мест, а также печью-буржуйкой, макетами оружия, шинелями и касками, ящиками для боеприпасов.

В маршруте 2019 года 33 станции. Это на пять больше, чем в 2018-м, когда впервые «Воинский эшелон» отправился в путь.

Танец с ветераном

Первыми ретропоезд поприветствовали жители Астраханской области – самого южного региона Приволжской магистрали. В нынешнем году он начал курсировать 8 апреля со станции Астрахань-1. Здесь, на перроне городского вокзала, состоялась премьера песни «Эшелон Победы» в исполнении местного певца Кайрата Шайхиева. Композицию написал видеооператор ПривЖД Роман Корнев, она станет гимном проекта.

- Работая над песней, чувствовал за собой большую ответственность, – делится автор. – Долго «чистил» текст и мелодию, переживал, все ли правильно и четко. Волновался, но в итоге премьера получилась удачной. Работа еще предстоит. Будем записывать песню в студии после того, как выберем исполнителя: «Эшелон Победы» споют еще в Саратове и Волгограде.

Побудили взяться за перо Романа Корнева впечатления от прохождения поезда по маршруту в прошлом году.

- Видел, как молодые ребята приглашают стариков на танец. Они сначала испуганно по сторонам смотрят: ну, как же мы это будем делать? А потом с таким настроением, улыбаясь, глядя глаза в глаза, танцуют… Тепло. У бабушек и дедушек все в голове пролетает моментально. Меняется обстановка, что называется – все здания становятся старыми.

Вернулись павшие герои…

Покинув областной центр, ретропоезд двинулся на север – на станции Харабали, Верхний Баскунчак, Владимировка.

- Тяжело без оптического прицела целиться, – говорит подросток, рассматривая оружие в теплушке.

- Представляешь, а без оптических прицелов еще и победили, – отвечает ему ровесница.

Такие диалоги подтверждают: «Воинский эшелон» на верном пути. Задача проекта – показать не по книжкам, а вживую, как ковалась Победа, преподать подрастающему поколению, возможно, лучший урок истории в жизни.

- Привел сына целенаправленно, увидев объявление, – делится командир радиолокационной роты полигона Ашулук, майор Сергей Коцур. – Такие мероприятия помогают воспитывать патриотизм. Это обязательное качество для россиян. У нас менталитет такой: любовь к Родине для нас – источник крепкого духа.

Символичная ситуация получилась в городе Харабали: вместе с ретропоездом на станцию вернулись павшие в Великую Отечественную войну герои – с их портретами на сценической платформе прибыли ребята из поискового отряда «Харабалинец» школы № 2.

- В июне 1942-го здесь проходил такой же эшелон, – комментирует восьмиклассник Наиль Доскуляев. – Вражеские самолеты разбомбили состав. Люди погибли. Среди погибших оказался Николай Федорович Зубков. Его фотография у меня в руках.

Юность под разрывами бомб

Что такое бомбежки, не понаслышке знают старожилы Верхнего Баскунчака: как узловая станция, он регулярно подвергался атакам с воздуха.

Железнодорожники всей страны внесли свой весомый вклад в Победу, доставляя военнослужащих до мест назначения и обеспечивая войска всем необходимым – от техники до провизии.

92-летней Александре Золиной, трудившейся на железной дороге с 1943 года (ей тогда не было и 20-ти), «Воинский эшелон» напомнил о неспокойной юности.

- Поезда шли без конца, а фашисты поджидали их на переезде, – вздыхает Александра Платоновна. – После первой бомбежки смотрим – все горит. А самолет опять заход делает. Гудит по-страшному. Внутри все колышется. Когда бомбят – не до чего. Все бросаешь и бежишь в окопы или под крышу.

- 9 мая 1945-го помните?

- Конечно! Все бегали и радовались. Радость была необыкновенная. У кого-то не хватало еды, у кого-то в войну разбомбило дом. Но когда узнали о Победе, все это на некоторое время отошло на второй план.

Все по-настоящему

Ретропоезд заходит на станции и уезжает с них своим ходом. Задействованные в проекте паровозы, можно сказать, ровесники Победы, так что организаторы продумали щадящий график: например, длительные стоянки, чтобы, как говорится, не загнать коня (техника может перегреться), или ограничение по скорости (не более 50 км/ч) даже на перегонах между станциями, когда ретросостав подцепляют к современному поезду сопровождения проекта.

Обеспечивают движение «Воинского эшелона», постоянно находясь при нем, порядка 30 человек – от поваров и проводников, создающих быт «на борту», до специалистов по ремонту ретротехники. В целом же в проекте задействованы почти все службы и подразделения Приволжской железной дороги.

И, тем не менее, нештатные ситуации случаются. Так, в Астрахань «Воинский эшелон» прибыл усеченным составом: самый взрослый из двух паровозов, Л-2055, пришлось «закатить» на ремонт из-за неисправности колесной пары. После того как все благополучно завершилось, он присоединился к поезду в Верхнем Баскунчаке.

- Тяжеловато ремонтировать такую возрастную технику. Гайки большие, все уже старое, давно не откручивалось, – рассказывает машинист Данила Дементьев. – Но самая большая сложность – не снять колесную пару, а поставить обратно. Делать это пришлось вшестером, мы тоже помогали мастерам.

Перекидать тонны угля

В каждую локомотивную бригаду входит по три человека – машинист, помощник машиниста и кочегар. В обычной жизни они водят современные поезда в качестве сотрудников ПривЖД. Чтобы попасть в экипаж ретропоезда, проходили обучение и специальную практику.

Когда идут трехчасовые праздничные мероприятия в городах и селах, члены экипажа, одетые в специально пошитую аутентичную форму, превращаются в настоящих звезд: люди постоянно просят фото на память. И все это не бутафория. Машинисты и кочегары носят синие кители и гимнастерки железнодорожников 1940-х не просто так – трудятся не менее усердно, чем воевавшие предшественники.

Только одна бригада сдает смену, на дежурство в паровозную будку тут же заступает вторая: паровозы не должны «выключаться» в течение всех 38 дней пути. «Не выключаться» – то есть находиться в рабочем состоянии, не остывать. Определенную температуру поддерживают в том числе во время стоянок.

- Топку прокидываем тщательно, равномерно, по специальной технологии, чтобы уголь лежал идеально, начиная от самой стенки, а это бросок на расстояние 3 метров, – объясняет кочегар Денис Ильин. – Чтобы добраться от Ахтубинска до Астрахани, на один только прогрев ушло 2 тонны каменного угля.

- Через 100 км нужно смазывать приводы, которые приводят в движение колеса, – добавляет помощник машиниста Олег Чудин. – Сложнее всего гризовать. Без силы и умения тут никуда. Тавотница, на нее надевается пресс, и крутить пресс очень тяжело, потому что смазка-грызь очень густая. Ее надо продавить в тавотницу, чтобы она попала на подшипник.

Яичница на лопате

Впрочем, на сложности, в том числе бытовые (только подумайте – прожить полтора месяца в вагонах-купе в спартанских условиях), никто не жалуется. Уверяют: водить паровоз интереснее, чем современную технику: все живое, не электронное, а значит, можно ощутить руками настоящий труд. А еще – пожарить яичницу в топке и угостить ею гостей праздников на станциях.

- На лопате, подогретой жаром от каменного угля, получается еще вкуснее, чем на сковородке. Дети заходят, топку откроешь, говорят: «Вау! Это ад». Иногда просят уголек на память, – смеются машинисты.

Но самое главное – то, что все, кто имеет отношение к «Воинскому эшелону», дарят частичку истории. Ретропоезд уйдет, а у людей, приходивших встречать его, останется память от прикосновения к героическому прошлому страны. Прошлому, не подлежащему забвению.


Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.