
С флота он увольнялся в звании контр-адмирала. В его биографии есть исторические события, значимые для всей России. Правда, карьера и регалии его не особо интересовали.
И сейчас, с высоты своих 78 лет, Эдуард Сергеевич Захарьяш признается: всегда делал то, что был должен.
Погоны вместо сцены
Маленького Эдика формировала военная среда. С малых лет он впитывал жертвенность, любовь к государству, присущие главе семейства, - артиллеристу, занимавшему в армии высокие должности.
- С 1941 года папа воевал на фронтах Великой Отечественной, вернулся домой с тяжелым ранением. Форма на нем всегда сидела исключительно, и пуговицы на ней он чистил до блеска, - вспоминает Захарьяш.
Мама же была идеалом офицерской жены: очень красивая и трудолюбивая, верная мужу и семье. Оставшись в годы войны одна с ребенком, она пошла работать официанткой в столовую. Оттуда приносила дольку черного хлеба сыну, который считал это самым лучшим подарком.
Школьником Эдуард увлекался театром, даже хотел поступать в ГИТИС. Обратился за советом к отцу. Тот ответил:
- Сынок, там конкурс жуткий - один из ста. Вдруг не поступишь? Лучше иди в военно-морское училище. А не захочешь служить, после выпуска помогу тебе уволиться.
Этого не потребовалось: после поступления парень захотел показать, что он такой же, как и отец-герой.
- У меня вдруг появилось неистребимое желание надеть погоны, - заметил Эдуард.
Не сгинуть во льдах
Почти 15 лет Эдуард Сергеевич служил на атомных подводных лодках, участвовал в пяти дальних походах, каждый - по три месяца.
Отдельная тема - арктический переход из Балтики в Тихий океан, совершенный в 1985 году. На подлодке Захарьяш был в качестве заместителя командира. За месяц судьба экипажа дважды висела на волоске.
- По недосмотру в шахту выдвижного устройства из-за волны попала вода, - вспоминает Захарьяш. - Жидкость брызнула на обратимый преобразователь, вырабатывающий электроэнергию для всего оборудования. Аварийная ситуация, надо возвращаться. Но мы смогли прочистить изоляцию.
На середине пути, за Новой Землей, прозвучал сигнал радиационной опасности.
- Прибор показывал десятикратное превышение. Оказалось, разгерметизировался второй контур теплообмена, - говорит ветеран. - Экипаж боролся за жизнь исключительно в подводном состоянии - над головой 7 метров льда. В конце концов справились.
Колба с водой оттуда, с приполюсного района, до сих пор хранится в доме Эдуарда Сергеевича.
Спасти флотилию
На момент развала СССР Захарьяш был членом Военного совета Каспийской флотилии и замом командующего по воспитательной работе. Тот коллектив, по сути, спас это важное военно-морское соединение для России.
- Основные силы флотилии на тот момент базировались в Баку. И вот президент Азербайджана сообщает, что все находящееся на территории ставшей суверенной страны переходит в ее собственность. В том числе подразумевалась и флотилия, - делится воспоминаниями Захарьяш. - Мы с командующим КФл, вопреки установленному праву не перебивать высшее государственное лицо, возразили: «Флотилия не только в Баку находится, но и на территории сопредельных государств».
В итоге за Азербайджаном остались 30% состава флотилии.
Оставшиеся корабли стали готовиться к уходу в Россию.
- Куда думали вести корабли? Конечно, в Астрахань: другого варианта не было, - говорит Захарьяш. - Другое дело, что тогда город был приспособлен для малого количества кораблей, - у нас в Николо-Комаровке дивизион катеров стоял. Так что требовалось существенно расширить инфраструктуру.
Тогдашний астраханский губернатор Анатолий Гужвин откровенно сказал военным:
- Лучше, чтобы было постановление правительства, - в одиночку регион флотилию не потянет.
И в то смутное время военсовет КФл сумел пробить такое постановление, причем в короткие сроки.
Когда впоследствии Захарьяш побывал на международной военной конференции, американцы ахнули, узнав, что передислоцировалась флотилия из Баку в Астрахань.
- Я говорил с бригадным генералом, который из Германии выходил свою бригаду, - рассказывает Эдуард Сергеевич. - Так у него вывод растянулся на два года. А мы уложились в считанные месяцы!
Связать разные поколения
Ветеран призывает с уважением относиться к тем, кто защищает Отечество:
- Служба в вооруженных силах - это жертвенность и подвиг. И военный офицер - очень сложная профессия. Он все время в напряжении. Если вы, придя домой, знаете, что завтра выходной, то он этого знать не может, так как могут вызвать на службу в любой момент. И решает он задачи, которые в любой миг могут трансформироваться в боевые.
Уйдя на гражданку, с 1995 по 2001 годы Эдуард Сергеевич занимал должность советника губернатора. Он взял на себя проблемы, связанные прежде всего с геополитикой Каспия. Сейчас он входит в группу военных инспекторов Министерства обороны по Южному военному округу и курирует проект «Историческая память». Как результат по последнему - порядка 20 установленных мемориальных досок, организация акций «Диктант Победы» и «Парта героя», посвященных Великой Отечественной войне.
Как человек активный, Эдуард Захарьяш следит за судьбой Астраханской области.
- В регионе проблем хватает, но сегодняшняя ситуация внушает оптимизм, - говорит он. - Важно, что все, так сказать, болевые зоны точно определены и озвучены, причем на самом высоком уровне. Раз эти проблемы на слуху и дано поручение их решать - значит, у руководства региона есть шанс рассчитывать на господдержку. А область нуждается в серьезных вливаниях. Но государство просто так деньги не дает - оно реализует федеральные программы. Значит, нам надо аргументированно интегрироваться в эти программы, сделать их у себя приоритетными не на словах, а на деле. И тогда регион реально сделает рывок вперед в социально-экономическом развитии.
Также Эдуарда Сергеевича волнует преемственность поколений.
- Больше надо встречаться с молодежью, - говорит он. - Разные поколения должны жить очень плотно и взаимодействовать, чтобы быть одним народом. Иначе прошлое стреляет в будущее и реализуется через настоящее.
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован.