Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов


31 мая 2022 609

Долг, вера, отвага

Под таким девизом выполняли свой интернациональный долг военные автомобилисты. И после службы эти слова являются основой их жизни.

Человек за рулем

Говорят, один человек не может понять другого до конца, если не пережил такие же боль или радость. Может, в этом есть определенный смысл. Так же и в профессии. Когда сам умеешь что-то делать, то это не кажется трудным. И наоборот. Наверное, так думают многие гражданские, которые получили водительские права, купили автомобиль и рулят себе по дорогам, не считая шоферские навыки недосягаемым мастерством. А в наше время, когда каждый третий водитель - женщина, не уметь управляться с машиной вообще считается чуть ли не признаком дурного тона.

Во времена моей молодости, когда про коробку-автомат и кондиционер в салоне можно было только в фантастических романах прочесть, профессия водителя была весьма уважаемой и казалась нелегкой. Ранние подъемы, трудная дорога, ответственность у кого за людей, у кого за груз, ремонт при любых погодных условиях и иные проблемы. Ну и, конечно, романтика, возможность увидеть страну, познакомиться с новыми людьми, вовремя кому-то доставить что-то необходимое. Это, впрочем, осталось со мной на всю жизнь, которую я частенько доверяла человеку за рулем.

Сельские мальчишки, мои ровесники, после школы уезжали учиться на водителей в Астрахань в школу ДОСААФ, потому что в военкомате предлагали им идти в армию, овладев воинской специальностью. И мотивировали тем, что и на гражданке права всегда помогут на хлеб с маслом заработать. Поступать в высшие и средние специальные учебные заведения было проблематично. И больше потому, что тогда в армию забирали из института без военной кафедры, и из техникума по исполнении 18 лет. А к вернувшимся из армии отношение было другое. Их и спрашивали на вступительных экзаменах не так строго, да и зачисляли иногда вне конкурса.

«Снова поворот, и косогор»

Так примерно все получилось и у уроженца Лиманского района Валерия Толстова. Сразу после средней школы он поступил в астраханскую школу ДОСААФ по направлению от военкомата. Пять месяцев учебы, экзамен и водительское удостоверение в кармане. А весной 1981 года 50 астраханцев отправились по призыву в Волгоград, где за три месяца прошли курс молодого бойца, приняли воинскую присягу и были отправлены в Афганистан выполнять интернациональный долг. Полученная специальность водителя стала основой для того, чтобы новобранцы были зачислены в 375-й отдельный батальон материального обеспечения 5-й гвардейской стрелковой дивизии, базировавшейся в городе Шинданд. Как и все солдаты срочной службы, военные водители фотографировались для альбома. И некоторые снимки посвящали дорогам, которые им приходилось преодолевать. Я намеренно написала «преодолевать», потому что характеристика этих трасс несколько мрачновата. Бетонка, а кое-где и грунтовка протяженностью около 700 км от Кушки до Кандагара проходила по пустынному горному плато Наумид, что в переводе с фарси - плато Отчаяния. Затем следовала по окраине пустыни Смерти (Дашти-Марго), пересекала 126 мостов сомнительной инженерной конструкции, 6 перевалов и отроги гор Гиндукуша.

В составе 375-го батальона было 5 рот. Валерий служил в первой, где вместе с ним было 70 водителей, и у каждого свой «Урал-375». Ежедневно на дороге находилось по 50 автоколонн. Грузы перевозили самые разные. Это продовольствие и медикаменты, оружие и стройматериалы, горючее. О двух годах службы Валерий Степанович Толстов рассказал немного: «Жили мы сначала в палатках, а потом построили ангары и бараки. Но больше времени проводили за рулем. Общая протяженность афганских дорог - порядка 18 тысяч км. Были среди них и бетонки, которые наши же и строили, но больше просто направления в степи и горах. Зимой на перевалах все дороги превращались в каток». О военных действиях мужчина ответил однозначно: стреляли. Потом немного добавил: «Попадали в засады, горели, падали в пропасть, сопровождали зенитные установки. А душманы? Ну душманы и душманы. Больше думали, как мирному населению помочь».

Ну и о дальнейшей жизни после армии поговорили. Валерий Толстов, демобилизовавшись, поступил в рыбвтуз (нынешний АГТУ). Окончил факультет «Промышленное рыболовство», ходил в море. В вузе познакомился с будущей женой Оксаной. Семья Толстовых многодетная - два сына и дочь. Сыновья Денис и Данил отслужили в армии сполна, как и положено. Другого выбора, по словам отца, и быть не могло. А дочь Дарья еще учится.

«Бессмертный автобат»

Как известно, армию мужчины считают школой жизни, вспоминают ее всегда и многие сослуживцы периодически встречаются. Валерий Сайгаков, как и Валерий Толстов, прошел Афган и решил, что военный водитель тоже героическая армейская специальность. И на долю тех, кто был за рулем, порой приходится не меньше испытаний, чем на другие рода войск. Сегодня Валерий Анатольевич - полковник и живет в Московской области. Именно он более двадцати лет назад и стал инициатором создания Содружества водителей и «Бессмертного автобата», в составе которого те, кто жив и здоров сегодня, и те, кого уже нет с ними со времен боевых действий и после службы. Время-то идет, но память остается. Водители-афганцы встречаются в Москве ежегодно 15 февраля, в день вывода войск из Афганистана, хотя День военного автомобилиста отмечается 29 мая. Содружество объединяет военных автомобилистов всей нашей страны и также из бывших республик СССР. Вспоминают товарищей, помогают вдовам и семьям погибших, сегодня переживают и поддерживают участников спецоперации на Украине, понимая, как им нелегко. Валерий Анатольевич - постоянный участник таких мероприятий.

А два года назад все мужчины Толстовы побывали не только на встрече воинов-интернационалистов, но и получили приглашение на концерт, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 31 годовщине окончания боевых действий в Афганистане. Концерт состоялся 15 февраля 2020 года в Лужниках.

Относительно своих боевых наград Валерий Степанович рассказал, что тогда главной была медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», которую он получил в 1989 году. А за год до этого был награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан. И это мужество и доблесть Валерий и его боевые товарищи стараются воспитать в своих детях и внуках.


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.