Астраханские художницы создали арт-группу


15 августа 2022 333

Они работают в разных техниках. Но есть то, что их связывает, – любовь к искусству и желание сделать мир культуры Астрахани ещё ярче. Так и родилось это необычное творческое объединение.

Три взгляда на зернохранилище

Три художницы – Елена Плужникова, Юлия Сабирова и Катерина Кареева – объединились в арт-группу в 2021 году, и ознаменовало это событие открытие выставки «Теория относительности» в декабре. Основным экспонатом стал триптих, отражающий видение художниц одного и того же объекта: Лена, Катя и Юля, выехав на творческий пикник в район Камызяка, нарисовали местные заброшенные элеваторы. Их хорошо видно с трассы, и они всегда привлекают внимание проезжающих мимо.

«Наши картины совершенно разные. Отличаются стили и направления, тем самым мы показывали разницу в нас самих, – поясняет Елена Плужникова. – Каждая из трёх картин, входящих в триптих, размером 80 на 80 сантиметров. Так получилось, что пленэр в Камызяке был нашим первым совместным. Мы видели один объект, но он оставил разные впечатления».
Катя нарисовала элеваторы в digital, близко к гиперреализму и распечатала. Юля – масляной пастелью. Работа Лены – акрилом в пастозной технике с крупными мазками. В итоге у Юли картина получилась более романтичной, жёлто-синей, немного в ван-гоговском стиле, солнечной и радостной, хотя рисовали художницы в пасмурный день. А вот у Лены всё в серых тонах, в тумане, как будто элеваторы – это действительно какой-то призрак (объект напоминает Елене мультфильм «Ходячий замок» японского режиссера Хаяо Миядзаки).

Микс привлекает внимание

Как считают художницы, микс стилей только привлекает зрителей, фокус внимания не теряется, потому что каждая картина – это новый мир, погружающий в разные манеру и энергетику, настроение. Глядя на триптих с элеваторами, нетрудно догадаться, что Екатерина Кареева – приверженец цифровой живописи. Юлия Сабирова пишет акварелью, маслом и масляной пастелью, а её стили – реализм и символизм. А Елена Плужникова работает в технике пастозной живописи импасто (работы создаются масляными и акриловыми красками, нанесёнными плотным слоем).

«Мы все живем в разных плоскостях восприятия. Каждый человек ощущает реальность по-своему. Часто это восприятие может кардинально отличаться от восприятия другого человека. И миссия нашей арт-группы – показать прекрасную сторону того, что так часто вызывает недопонимание между людьми. Какие бы мы ни были разные, в каких бы разных стилях и техниках не работали, мы всегда можем найти точки соприкосновения в наших мировоззрениях. И это мы хотим транслировать в мир через творчество – какими бы мы ни были разными, всегда можно найти компромисс», – поясняют художницы.

По первым буквам

Познакомились Лена, Юля и Катя благодаря фестивалю преображения городских пространств «Щётка» около четырех лет назад. Потом было несколько совместных проектов. Отработали легко и продуктивно, чётко и весело, ещё больше сдружились. Появился общий чат в одном из мессенджеров. Началось обсуждение, посыпалось море идей. И основная из них – а почему бы и дальше не творить совместно? Главной выбрали Елену Плужникову, чтобы в будущем – если вдруг такое случится – было кому разрешить творческие споры. Впрочем, пока такой необходимости не возникало. Мнение девушек совпадает.

Откуда такое необычное название – арт-группа «ЛЮК»? Всё просто. Это первые буквы имён – Лена, Юля, Катя.

«Мы долго думали, как правильно обозначить нас – группа, социальный проект, союз? Долго штудировали литературу, искали правильное обозначение и всё-таки решили, что мы арт-группа, именно группа. И мы первые в нашем городе, насколько я знаю. Мы смотрели более известные арт-группы, которые представлены в России и за рубежом, на что они способны, что они приносили интересного в этот мир. Вдохновлялись ими и их работами. Изучали, чем отличаются, как продвигаются, много интересного на ус намотали», – делится Екатерина Кареева.

Новаторы нашего города

Отличие арт-группы от, например, союза художников в том, что в союз может вступить любой желающий, соответствующий критериям. Арт-группа же сообщество закрытое. Это творческое явление, в отличие от музыкальных групп, менее популярно в широких кругах, но в профессиональной среде культуры и искусства оно всё же встречается нередко.

«Арт-группы стали зарождаться в конце XIX века, – вводит в курс дела Елена Плужникова. – Одна из самых первых, известных и нашумевших арт-групп – арт-группа «Мост». Это коалиция художников, существовавшая в 1905-1913 годах в Германии и развившая движение экспрессионизм. В России среди наиболее известных – питерские «Митьки», появившиеся в 80-х. На юге России в настоящее время много арт-групп в Краснодаре. Основные российские арт-группы сложились в начале 2000-х. Они продолжают формироваться и сейчас, но о многих из молодых арт-групп пока не так много информации. В Астрахани до нас никто не позиционировал себя как арт-группу. Поэтому по факту арт-групп до нас не было».
Как признается Елена, арт-группы действуют по принципу «один в поле не воин». Художницы объединились, потому что есть определенные планы, реализовать которые вместе – чувствуя друг за друга ответственность – проще. Взаимная поддержка, совместные творческие события и проекты, одни на троих… И так они шаг за шагом становятся ближе к заветной цели – популяризации в Астрахани современного искусства и психологии в искусстве, когда через картины и арт-объекты человек получает пищу для размышлений.

СПРАВКА

Катерина Кареева. Рисует в направлениях: интерьерная живопись, стрит-арт, аэрография. Работает в digital, создаёт иллюстрации и визуализации. Также является театральным гримёром и мастером по боди-арту (есть опыт работы гримёром в Астраханском театре оперы и балета и стилистом на телеканале «Астрахань 24»). Более десяти лет занимается стрит-артом и интерьерной живописью – преображает фасады домов и стены квартир. Постоянно повышает свою квалификацию, так как время меняет стили и предпочтения ценителей искусства.

Елена Плужникова. Наиболее опытный участник арт-группы. О себе она может рассказывать долго, перечисляя все членства, персональные и коллективные выставки, участия в проектах и конкурсах от городского формата до международного уровня. Но если коротко – художник, педагог, психолог, арт-терапевт. В искусстве всю жизнь: от обучения в художке до первой частной студии творчества в городе. Ввела моду на творческие мастер-классы на праздниках, как в частном порядке, так и в городских форматах.

Юлия Сабирова. В своей жизни не раз меняла работу и специализацию, но кем бы ни работала, неизменно оставалась художником. Самостоятельное творчество началось с 2011 года. Изучала акварельную живопись, добилась в этом определенных успехов, подтвержденных на II международной биеннале «Современная акварель. Крым-алушта 2018». Также работала в технике акриловой и масляной живописи, рисовала масляной и сухой пастелью. Настоящим открытием для неё стала педагогика в изобразительном искусстве.

Людмила Кузнецова

Читайте также