Астрахань купеческая


10 июля 2019 5083

Что стоит за этим выражением

Астрахань дореволюционной поры была не только центром транзитной торговли, портом и рыболовецкой столицей, но и городом с неплохо развитым производством различной продукции - и сельскохозяйственной, и промышленной. Мы с удивлением можем видеть, что создавалась она на предприятиях, принадлежавших многочисленным прославленным местным купеческим династиям. Происхождение их было самым интернациональным - русские, армяне, персы. Таковы были Телетовы, Беззубиковы, Догадины, Сапожниковы, Лбовы, Воробьевы, Артемьевы…

Купец-универсал

В первую очередь они «обыгрывали» тему рыбы. Тут и выработка селедочного масла, использовавшегося в качестве горючего, для чего в окрестностях работали многочисленные жиротопные заводы. Это и изготовление копченой и соленой рыбы, и заготовка балыков, для чего требовались коптильни. Черная икра, которую, добиваясь разнообразного оригинального вкуса, приготовляли по нескольким рецептам, тоже являлась продуктом местной промышленности. В первые годы ХХ века появились местные рыбоконсервные заводы, например, в поселке Бирючья Коса. Консервы тогда широко рекламировались и не считались пищей бедняков, относясь к изыскам.

Славилась Астрахань с XVII века «шелковыми огородами» и виноградниками. Завели их в 1650-е годы, а потом по приказу Петра I расширили. Выращиванием тутовых или шелковичных деревьев занимались также купцы. В частности, был такой крупный персидский предприниматель Маматагей Заманов, который на берегу Кутума содержал сад, а в нем - шелковый завод. На территории этого сада выстроили летний дворец для Петра I.

Работали заводы по переработке фруктов. В конце XIX века славились «Астраханские маринады Василия Заславского». Продукция была награждена на Саратовской сельскохозяйственной выставке 1893 года и в 1894 году уже в Санкт-Петербурге, на международной выставке. Были в Астрахани предприятия по производству различных напитков. Например, славился на рубеже веков завод искусственных минеральных вод Пржеволоцкого. Конкурировал с ним завод Никольского, производивший фирменный прохладительный напиток «Нектар», клюквенный квас и прочее «на аппаратах самой новейшей усовершенствованной конструкции».

Пиво заводов Вейнера вообще было знаменитым в России. В конце XIX века крупнейший торговый дом «Вейнер и сын» не только содержал пивоваренный завод, но и 37 торговых питейных заведений.

Еще в начале XVIII века Петр I потребовал от астраханского губернатора организовать в кратчайшие сроки портовое хозяйство. Чтобы обслуживать быстро разраставшийся флот, понадобились сначала механические мастерские, а потом и заводы. Занимались они уже не только судоремонтом, но и судостроением. Бурное развитие этих предприятий происходило во второй половине XIX века.

В 1828 году с астраханских верфей сошли пароходы «Кама» и «Предприятие», бывшие до 1845 года единственными представителями парового флота в дельте Волги. В 1855 году был заложен Астраханский механический завод для ремонта и постройки пароходов. Здесь ввели в эксплуатацию новый док для одновременного ремонта семи-восьми морских судов. В 1879 году был возведен завод Артемьева на берегу Волги. В 1880-х работали заводы Фаддеева, Александрова, Бермана, Киреева, Милютина. В 1880-е годы возникли мастерские Сапожниковых, Муравьева, Зверевых, Красавина, Седова, Сапуна, Сычева, Якунчикова. В 1887 году на заводе Сапожниковых был построен пароход «Алексей Сапожников», совершавший пассажирские рейсы до Нижнего Новгорода. В конце 1880-х на Форпосте был открыт завод Родионова, занимавшийся постройкой баркасов и колесных пароходов. Часть таких предприятий после революции прекратила свое существование, а на базе некоторых сформировались затем крупнейшие предприятия советского периода.

Городские стройки обеспечивались материалами собственного производства. Ведущими специалистами кирпичной и изразцовой продукции были известные армянские купцы Телетовы.

Новаторы поневоле

Прославили наш город изобретатели-новаторы, тоже бывшие представителями купечества.

В 1883 году в Москве вышла брошюра, написанная Николаем Ивановичем Артемьевым совместно с братом Дмитрием, в которой объяснялись новые принципы и приемы перевозки нефти по воде на судах. Братья Артемьевы, по сути, и есть изобретатели первых танкеров. Первое нефтеналивное судно они построили в 1873 году, а уже вслед за ними способ перевозки нефти по морю на специальных судах с емкостями-танками переняли во всем мире, и он получил название «русского». Еще 1873 году братья переделали небольшое ловецкое судно «Александр» для налива нефти, устроив в нем ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости ее выгрузки и погрузки. Понятно, что купцы стремились увеличить прибыль и обогнать конкурентов. Но тайны из нового способа они не делали, позволив ему широко распространиться, что стало стимулом для развития нефтяной промышленности и водного транспорта: появились нефтепроводы, нефтеперегонные заводы, нефтяное отопление на паровых судах, возникли пристани и склады в Баку, Астрахани, Царицыне, Нижнем Новгороде и других городах.

Наши купцы отметились в рыбоохранной деятельности. Самые прогрессивные понимали необходимость остановить хищническое истребление речной и морской фауны, в том числе посредством возобновления поголовья рыб различных пород. Примером является деятельность знаменитых астраханских купцов - братьев Воробьевых, получивших прозвище «русские американцы» за смелость и размах. Константин Воробьев был членом Совета общества рыболовства, которое занималось изучением естественных условий жизни ихтиофауны и ее промышленного значения. Он проявил себя как практик, предприняв первую попытку научного разведения в Каспии пород промысловых рыб, не встречающихся в нем. Осенью 1901 года около Порт-Петровска в море выпустили два вагона живой камбалы, доставленной с Балтики. В апреле 1902 года два вагона камбалы привезли с Черного моря. В 1903 году выпустили в Каспий камбалу, кефаль и скумбрию, которых доставили в цистернах с черноморской водой.

Воробьевы участвовали в создании первого астраханского холодильника для рыбы на реке Болде, который исправно работал еще и в советское время. Сегодня от него остались лишь руины.

Астрахань купеческая была и городом-пионером в деле создания и популяризации детских садов. Известная в дореволюционное время семья армянских купцов Телетовых, ведущих производителей кирпича, изразцов и красок, была передовиком и в деле просвещения. В 1909 году среди инициаторов создания детского сада для мальчиков и девочек на улице Спасской (ныне - Молодой Гвардии) была одна из дочерей Никиты Телетова. В 1910 году Ева Телетова открыла детский сад в доме Бахровой, между улицами Кирова и Дарвина. В сад принимали мальчиков и девочек в возрасте с 4 до 7 лет и обучали их по системе немецкого педагога Фребеля. В 1911 году Телетова открыла частное училище 3-го разряда в доме напротив Мариинской женской гимназии (ныне - консерватория).

Радмила Таркова


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.