Анна Шкуровская: «Струны арфы – это как белые клавиши на рояле»


26 декабря 2019 1154

Известная арфистка выступила в Астрахани

Этот инструмент редко увидишь в обычной жизни. Да и в музыкальном мире о нём не так много говорят. И всё же у арфы есть и почитатели, и знаменитости.

Ко вторым относится Анна Шкуровская, побеждавшая на одном из самых известных конкурсов арфовой музыки во французском Арле. Недавно она посетила с концертами Астрахань и согласилась на эксклюзивное интервью.

С ангелами под сводами храма

- В Астрахани вы впервые. Почему решили выступить именно здесь?

- Спасибо Фонду астраханского органа. Я слышала про концерты, которые проводит фонд, видела видеозаписи в социальных сетях. Через свою музыкальную семью была знакома с руководителем проекта Натальей Фомичёвой. Наталья Борисовна сказала, что в Астрахани орган никогда не звучал вместе с арфой, и мы решили это исправить.

- И как впечатления?

- Три концерта, и на каждом – очень тёплый приём. Такая искренняя, внимательная публика! Люди походили, задавали вопросы, просили сфотографироваться. Меня это очень тронуло.

- А как сам Римско-католической костёл? Вам понравилось в нём играть?

- Костёлы – это всегда очень красиво, это всегда храмовая акустика. Она очень подходит для арфы: дёргаешь за струну – и звук долго летит. Мы с Натальей Борисовной сидели на балконе. Заметила, что своды собора очень красивые, с ангелочками. Я играла и разглядывала их. Это вдохновляло. У вас действительно впечатляющий костёл. Но, конечно, хотелось бы, чтобы его отреставрировали.

- Какие ещё проекты, в которых вы принимали участие за свою карьеру, вас впечатлили?

- У меня был опыт выступления с известным дирижёром Валерием Гергиевым. Играли в Доме музыки в Москве «Оду на окончание войны». Оркестр состоял из 200-300 человек, и среди них было восемь арфистов. Восемь арф! И у каждой – своя партия! Размах исполнения этого знаменитого сочинения Прокофьева поражал.

- А фондовые записи на «Мосфильме»?

- В студии своя специфика. Сидит оркестр – 85 человек. Все в наушниках. Режиссёр говорит: «Мы записываем такой-то кусочек». У всех в наушниках идёт ритмический отсчёт. В нужный момент все начинают играть. Сначала пытались записать всю музыку целиком. Потом – отдельные кусочки.

Только идеальная координация

- Что вы чувствуете, когда играете на арфе? Может быть, какие-то ассоциации возникают?

- Часто вспоминаются мифы и легенды Древней Греции. А вообще, образы могут быть самыми разными. Зависит от музыки. Есть переложение для арфы произведения Иогана Себастьяна Баха «Токатта и фуга ре-минор». Конечно, здесь сразу ощущаешь неземной баховский космос.

Вообще, арфа – это очень гармоничный, красивый, благодействующий инструмент. Когда я начинаю дома заниматься, все мои домашние говорят: «Как здорово! Такая гармония разливается по дому». Музыку доносится до соседей через два этажа или даже больше. И недовольных нет. Все отмечают: благодаря арфе дети к вечеру успокаиваются.

- Действительно, арфа – очень необычный инструмент. Как вы к нему пришли?

- Это было решено задолго до моего рождения. В семье все профессиональные музыканты, преемственность – в несколько поколений. Моя мама – композитор. И вот, когда она сама была студенткой и училась композиции, ей очень нравилась арфа. Представляете, композиторы занимаются в классе, и вдруг открывается дверь, въезжает красавица-арфа, за инструментом – старейшие педагоги консерватории, и они предлагают написать какое-нибудь сочинение для арфы. Мама так загорелась, что стала брать уроки арфы просто так, для себя. И решила: если когда-нибудь у неё родится дочь, она будет играть на арфе. Так и получилось спустя много лет.

- Где и как вы учились этому искусству?

- В пять лет меня отдали в Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных. Окончив в ней одиннадцать классов, я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных без экзаменов. В общей сложности получается около 20 лет учёбы.

- Так долго! Почему? А на первый взгляд арфа не кажется столь сложной …

- Это обманчивое впечатление. На арфе 47-48 струн плюс внизу семь педалей, которые нужно переключать. Если проводить параллель с роялем, то все белые клавиши на рояле – это мои струны, а чёрные клавиши – педали. Координация должна быть безупречной. Поэтому и учёба такая длительная. Сначала отрабатывается, как правильно подходить к инструменту, с какой стороны. Затем – как правильно сесть, как зафиксировать арфу коленями и как бы положить её на правое плечо. Потом – действия правой, левой руки.

Порвалась струна? Играй!

- Расскажите о практических нюансах. Сколько весит инструмент? Как его перевозите?

- Моя арфа весит 45 килограмм. Я живу на пятом этаже, у меня нет лифта, и я вынуждена нанимать рабочих. Двое мужчин спускают эту арфу, кладут в универсал или минивен на определённую сторону. При этом арфа находится в плотном чехле, предохраняющем от ударов и непогоды. Но без необходимости мы арфу не возим. Если в концертном зале есть своя арфа, я играю на ней, хотя и приходится перестраиваться на новый инструмент.

Если арфу нужно везти очень далеко – за пределы моего родного города Москвы, это может превратиться в настоящую эпопею. Например, в Архангельске арфы не было, и я везла инструмент на поезде. Покупала для него отдельный билет. А в самолёте без специального кофра перевозить нельзя.

- По поводу струн: что делать, если одна из них лопнет прямо во время концерта?

- Очень жизненный вопрос. Действительно, такое случается, и часто. И это непредсказуемый момент – мы не знаем, когда порвётся струна. Это зависит от разных факторов: перепады температур, возраст струн. Ужасно неудобно, когда струна лопается прямо во время исполнения музыки. Но останавливаться нельзя. Доиграть до конца – сродни героическому поступку. Нужно иметь силы и мужество. Как Паганини на одной струне играл.

- Есть стереотип, что на арфе исполняется только старинная музыка. Это правда? Или репертуар может быть гораздо шире?

- Конечно, у арфы есть своя специфика. Например, на ней практически невозможно играть в быстром темпе. Это связано с переключением педалей. Но это не значит, что мы, арфисты, играем только старинную музыку. Играем и романтическую, и инструментальную музыку современных композиторов.

- Кого из пишущих для арфы в наше время посоветуете послушать?

- Аргентинец Альберто Хинастера написал концерт для арфы в трёх частях. Очень современная музыка, много эффектных приёмов. У француза Андре Бернара красивые гармонии. Благозвучная музыка у Карлоса Сальседо. У японца Тору Такэмицу есть трио для арфы, альта и флейты. Очень красивая, восточная и вместе с тем современная музыка.

Раньше слушала Джексона и Цоя

- Где самая активная арфовая жизнь – и в России, и в целом по миру?

- Арфовые фестивали, конкурсы и концерты – частое явление в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в регионах, к где арфовая музыка – редкость, к концертам арфовой музыки живой интерес. В Европе тон задают Франция (там даже есть производство арф), Италия, Швейцария, Испания, Англия.

- А арфовая музыка вообще популярна? Бывают ли аншлаги на концертах и фестивалях?

- Арфисты играют и в больших залах, и в малых, и пустых мест нигде нет. Я часто выступаю в католическом соборе на малой Грузинской в Москве. А он вмещает до 1 200 человек. А есть площадки на 350 человек – Рахманиновский зал Московской консерватории. Или читальный зал Библиотеки Боголюбова. Он рассчитан всего на 80 слушателей. В Москве, в усадьбах Царицыно, Коломенское и Кусково проводятся фестивали классической музыки. Я там тоже играю. Слушателей всегда много.

- Характеризует ли человека то, что он слушает? Что сами слушаете?

- Считаю, по музыке составить психологический портрет человека. Сейчас по роду деятельности я слушаю классику – много арфовой музыки, симфоническую, поскольку мой муж – дирижёр русского народного оркестра. Но в юношеском возрасте я очень любила Майкла Джексона, Марайю Кэри, Уитни Хьюстон, «The Beatles», «Queen», Виктора Цоя.

- Как считаете, что даёт классическая музыка человеку? Почему её нужно слушать, находить время?

- Классическая музыка – это искусство, это культура, которая необходима каждому. Просто не все об этом задумываются. Она необходима для жизни, для общего развития. Человек, прикоснувшийся к классике ещё в детстве, по-другому воспринимает мир, чувствует.

Справка

Анна Шкуровская родилась в 1980 году в Москве. Заниматься музыкой начала в пять лет.  Лауреат Российского юношеского конкурса арфистов (Москва, 1996), Международного конкурса камерных ансамблей (Арль, Франция, 2001). Постоянный участник международных музыкальных фестивалей. В профессиональном активе – участие в Пасхальном фестивале в составе оркестра Мира под управлением Валерия Гергиева, съемка в программе «Оркестровая яма» на телеканале «Культура».


Алена Волгина

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательно для заполнения.
Поле не заполнено или неверный формат.
Обязательно для заполнения.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.