К месту вечной стоянки

К месту вечной стоянки Фото Максима Коротченко

Артиллерийскому катеру подарили вторую жизнь

Теперь он больше не ржавеет на берегу. Сверкающий свежей краской, он готовится занять своё место на пьедестале. Так сказать, вновь заступить на службу, только уже не в качестве боевой единицы, а как символ мощи Российского военно-морского флота.

К месту вечной стоянки

Летучий корабль

— Можем чуть-чуть поддёрнуть и подержать минут десять, – переговаривались между собой рабочие Астраханского судостроительного производственного объединения в момент расставания со «Шмелём».

Именно здесь безвозмездно, в качестве подарка ветеранам Каспийской флотилии, отреставрировали этот артиллерийский катер проекта 1204.

Работы шли с ноября 2019 года. И в середине апреля текущего года настал момент отпустить детище в свободное плавание. После контрольной проверки тросы тщательно укрепляют (на эту кропотливую выверку уходит примерно час), и отремонтированный «речной танк» отрывается от вспомогательных строительных лестниц и несколько минут парит в воздухе, пока кран не опускает его на баржу. Буксировка от заводских причалов до места возведения памятника – стрелки Кутума и Волги – занимает ещё два часа.

В год 75-летия Победы катер устанавливают в районе Стрелки – в спортивном центре морской и физической подготовки ЮВО. Территория уже зачищена, фундамент под постамент залит, в планах высадить вокруг зеленые насаждения. Этого давно добивался Совет ветеранов КФл.

Доступ к монументу будет свободным для всех. К тому же он хорошо просматривается со стороны Дворца бракосочетания.

Продолжая традиции победителей

Военный катер, которому досталась почетная миссия увековечить доблесть российских моряков, состоял на вооружении в Каспийской флотилии. Потом, отслужив свой срок, он был списан и много лет находился в проекте на подготовку монумента – временно хранился на городских складах на металлобазе.

Хотя судно построили в 70-е годы, его можно смело называть продолжателем традиций славных «речных танков» – артиллерийских катеров, непосредственно участвовавших в боях Великой Отечественной войны. Дело в том, что будущий памятник нёс службу в гвардейской Белградской бригаде кораблей охраны водного района КФл, имеющей очень интересную историю.

В годы борьбы с фашистами подразделение именовалось гвардейским Белградским дивизионом артиллерийских катеров.

— Свой первый бой дивизион принял у города Волжский во время Сталинградской битвы, – поясняет военный корреспондент капитан второго ранга Шамиль Хайруллин. – Тогда же, в декабре 1942 года, ему было присвоено звание гвардейского. Дальше было прохождение с боями через Азовское и Черное моря, освобождение столиц Придунайских государств. Особенно удалось отличиться в боях за освобождение Белграда. В результате дивизион получил почетное наименование «Белградский».

Впоследствии подразделение передислоцировали с Дуная на Каспий.

Гордость заводчан

Астрахань в годы войны являлась одним из тех городов, где строили прославленные «речные танки» – бронекатера. Спускали их на воду с завода имени Сталина (сейчас это Астраханское судостроительное производственное объединение). Как раз там и шла реставрация.

— Мы воссоздали реальный облик артиллерийского катера в том состоянии, которое соответствует всем его проектным характеристикам. Он полностью готов, осталась только маркировка всех дельных вещей, но это мы сделаем уже на месте его штатной стоянки, – поясняет начальник судоремонтной службы Владимир Рощепкин.

Самой интересной стала задача по восстановлению корпуса и надстройки. Они находились в очень бедственном состоянии, ведь корабли просто так не списываются. Приходилось менять целые части корпуса. Работы серьезные, на постоянной основе в них участвовали четыре сотрудника завода – монтажники и сборщики. Затем присоединились маляры.

— Мы вкладывали все свои силы, – продолжает Рощепкин. – У всех ныне живущих перед ветеранами и погибшими есть свой долг. Мы отдали дань памяти, организовав эти работы. Естественно, работали с воодушевлением.

Этот проект и чувство гордости за то, что его удалось реализовать, останутся в памяти работников завода навсегда.

К месту вечной стоянки

Справка

Речной артиллерийский катер «Шмель» спроектирован проектно-конструкторским бюро «Алмаз» в 1967 году. Предназначен для несения дозорной службы на реках и озерах, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей. Военные суда данного типа строились до 1972 года (всего было спущено на воду 118 катеров). Еще недавно находились на вооружении России, Узбекистана, Украины и Камбоджи. Сейчас в строю российских ВМФ осталось лишь девять «Шмелей».

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.