Хранят память фотографии

Хранят память фотографии

Автор:Наталья ХАРИНА, фото из семейного архива Т.Д. Бормотовой

Две записи из трудовой книжки, а между ними 35 лет

В семейном архиве ветерана железнодорожного транспорта, астраханки Тамары Бормотовой хранятся особые реликвии – фотографии и газетные вырезки. Каждая из них свидетельствуют о нелегком трудовом пути дежурной стрелочного поста на железнодорожной станции.

Стрелочница

Первая запись в трудовой книжке железнодорожницы Тамары Бормотовой гласит, что она зачислена проводником вагонов третьего разряда в 1955 году, а последняя датируется 1994-м – «уволена в связи с уходом на пенсию». Между ними больше 35 лет работы стрелочником на станции Астрахань-1. Этот период отражен в сохранившихся черно-белых фотографиях, и таким образом личная история Тамары Дмитриевны переплетается с историей железных дорог.

Ручные стрелочные переводы на железной дороге сегодня редко встретишь. Идущий в ногу со временем технический прогресс и внедрение диспетчерской централизации практически полностью вытеснили их с привычной картины облика российских железных дорог. А сама профессия стрелочника в наши дни сохранилась лишь на отдельных участках стальной магистрали России. До сих пор железнодорожница вспоминает, каким тяжелым был балансир и каково это – стоять на «стрелках» в лютую стужу. На одном из снимков можно увидеть, что женщины укутывались в телогрейки, завязывали шерстяные платки, а на ноги надевали валенки.Хранят память фотографии

Прошли времена, когда на железной дороге пахло керосином, звучали колокола и дудели в рожки стрелочники. Но всю эту атрибутику хорошо помнит дочь дежурной стрелочного поста Тамары Бормотовой — Светлана Алтунина.

«Можно сказать, что я росла на железнодорожной станции, — рассказывает Светлана Алтунина. – Стрелочный пост находился там, где сейчас пассажирская платформа и здесь, будучи маленькой, проводила очень много времени. С понедельника по пятницу ходила в детский сад с круглосуточным режимом. На выходных, если они совпадали с маминой сменой, приходила к ней на работу. Флажки, рожки были моими игрушками в свободное от их «прямых обязанностей» время.

От действий стрелочников зависела безопасность на железной дороге, их можно сравнить с регулировщиками на огромном перекрестке, вот только направлять на нужный путь составы нужно на протяжении 12-часовой смены.

Предотвратила трагедию

Глядя на старые фотографии, где она вместе со своим коллективом, вспоминает Тамара Дмитриевна и страшные истории. Однажды ей удалось предотвратить трагедию.

«Когда к нам в гости приходила моя подруга, почетный железнодорожник Нелли Терская, долгое время проработавшая дежурной по станции, мы часто вспоминали случай с убежавшим тепловозом, — говорит Тамара Бормотова. — По какой-то причине на станции Астрахань-2 открепился локомотив и покатился потихоньку по направлению близлежащей станции. О движении неуправляемого тепловоза на Астрахань-1 моей подруге сообщила дежурная по станции Астрахань-2. Помню, как Нелли кричит в окно: «Тамарка, лови тепловоз!»

Переключая стрелки, Тамара Дмитриевна «скорректировала» движение машины, но остановиться в одну минуту уже набравший определенную скорость тепловоз не мог. Тогда стрелочник Бормотова, на бегу опережая его, стала подкладывать на путь тормозные башмаки. Бежать с 16-килограммовыми башмаками хрупкой женщине было тяжело, но из-за адреналина, появившегося в крови в минуты опасности, большой вес не чувствовался. Препятствие в виде башмаков, если не затормозило тепловоз, но снизило его скорость. Двигаясь медленным ходом, он «уткнулся» в тормозной тупик, снеся бетонную стену.

Зять бывшей стрелочницы при просмотре фотографий в кругу знакомых с гордостью говорил: «Моя теща догоняла паровоз». Сейчас эта история вспоминается со смехом, а в тот момент Тамаре Бормотовой было совсем не смешно.

По делам и почет

Почти 40 лет Тамара Дмитриевна проработала дежурным стрелочного поста. Подтверждением ее ответственного отношения к делу служат многочисленные почетные грамоты и благодарности за добросовестный труд, звание «Лучший по профессии», премии министерства путей сообщения и орден Трудовой Славы III степени. Ее портрет украшал отделенческую доску почета, фотографию публиковала газета «Железнодорожник Поволжья». Сейчас эта газетная вырезка тоже хранится в семейном архиве.

Внештатный сотрудник редакции, составитель поездов станции Астрахань-1 Валерий Давлекамов сделал снимок, который вышел в рубрике «Ветеран». Под фотографией разместили подпись, достаточно скромно рассказывающую о длинном трудовом пути Тамары Бормотовой.

«Много ветеранов трудится на нашей магистрали. Их отличает не только возраст, не только большой стаж работы, но и добросовестное отношение к своему делу, верность коллективу. Уважают на станции Астрахань-1 дежурную стрелочного поста Т.Д. Бормотову. За 25 лет Тамара Дмитриевна досконально изучила маневровую работу, освоила обязанности оператора поста централизации, подготовила не одного специалиста» — говорится в заметке под фото.

Дочь Тамары Дмитриевны – Светлана – трудится на железной дороге более 30 лет и является почетным работником ПривЖД. Сегодня ведущий инженер по организации и нормированию труда Астраханского регионального центра связи Светлана Алтунина с гордостью хранит историю своей железнодорожной семьи.

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.