Главный зимний волшебник не всегда был белым и пушистым

Вот тебе и Дед Мороз, борода из ваты!

Вот тебе и Дед Мороз, борода из ваты!

Ах, как нам всем знаком и приятен образ главного волшебника новогоднего торжества! Только вы точно знаете его биографию? Ведь не всегда он был белым и пушистым. Да и до елки его допустили относительно недавно.

В подарок — хворь

В дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов и различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели. Звали его по-разному: Зимник, Снеговей, Трескун, Студенец, Карачун, Морозко.

Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев. Естественно, что такого духа приходилось ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями.

Принятие христианства не изменило народного отношения к нему: в сказках Мороз продолжал оставаться зловредным дедушкой. Обычно его представляли либо невысоким коренастым дедом с длинной седой бородой, либо стариком богатырского сложения — этаким зимним кузнецом, сковывающим льдом реки и озера.

В качестве непременного участника народного праздника он появлялся на Святках и в Чистый четверг. На Святках он стал дарителем подарков любому, кто его встретит. Но вот за качество подарка не взыщите — Дед Мороз продолжал проявлять свой вредный характер и мог подарить, например, хворь или черную зависть, в зависимости от того, как ты ему приглянулся.

Лишь с выходом в 1840 году сборника сказок Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» образ Деда Мороза стал обретать знакомые нам сегодня черты и повадки: длинная белая борода, шуба до пят (до этого его представляли в крестьянском зипуне), шапка, в руках — посох и мешок с подарками.

Вместо посоха — курс партии

К концу позапрошлого века Дед Мороз, наконец, «прописался» в новогоднее торжество: он стал ходить по домам, поздравлять и вручать подарки. А вот на публике он впервые появился на императорском бале-маскараде 1910 года, однако его дебют мало кому запомнился.

А вот когда большевики в середине 30-х годов прошлого века восстановили праздник (до этого он шесть лет был под запретом как

«отрыжка церковного мракобесия»), ситуация резко изменилась. В этом была заслуга известного актера и конферансье Михаила Гаркави, блестяще сыгравшего Деда Мороза 1 января 1937 года на новогоднем торжестве в Колонном зале Дома союзов. Успех был столь резонансным, что Деда Мороза стали включать в новогодние мероприятия на всех уровнях.

Правда, организаторам елок настоятельно рекомендовали подчеркивать обособленность советского Деда Мороза от дореволюционного «коллеги». Например, Деду Морозу в руки давался не посох, а книга «Курс истории ВКП(б)».

Как бы там ни было, но Дед Мороз теперь уже прочно вошел в общественное сознание. Более того, в годы Великой Отечественной войны его образ активно использовался в антифашистской пропаганде.

Кино — кузница мифа

Главным же моментом в закреплении того, как и что должен делать Дед Мороз на торжестве, стал фильм 1956 года «Карнавальная ночь». Придуманное режиссером Эльдаром Рязановым вместе со сценаристами Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым вдруг обрело статус канонических черт: поведение киношного Деда Мороза один в один стали копировать на разнообразных елках в обкомах партии, ДК и школах. И с тех пор, в принципе, ничего не изменилось.

Что касается главного Деда Мороза страны, то первым стал, естественно, упомянутый Михаил Гаркави. Затем в течение 18 лет таковым был не сильно известный публике актер Сергей Преображенский. С 60-х годов прошлого века Дедом Морозом № 1 назначили Александра Хвылю, сыгравшего его в популярном фильме-сказке «Морозко». Последним Дедом Морозом СССР стал мастер киноэпизодов Роман Филиппов («Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»), а первым российским — Дмитрий Назаров, который обрел славу после сериала «Кухня». Кто сейчас является Дедом Морозом на Кремлевской елке, считается секретом, но в кулуарах упоминается имя актера Станислава Дужникова (сериал «Воронины»).

Льгота — бесплатная езда на оленях

И напоследок — о резиденции Деда Мороза. Думаете, она сразу возникла в Великом Устюге? Ан нет! Первую родину Деду Морозу определили в конце 80-х годов в Архангельске по инициативе обкома ВЛКСМ, Архангельского морского торгового порта, военного «Севмашзавода» и других крупных предприятий. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове решило построить дом Деда Мороза в Чунозерской усадьбе. И только в 1998 году, когда идея заинтересовала тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, был утвержден национальный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Кстати, в рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза — 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

В 2009 году Пенсионный фонд России решил присвоить Деду Морозу из Великого Устюга звание «Ветеран сказочного труда». На полном серьезе сотрудники вологодского отделения ПФР пригласили сказочного героя для вручения ему удостоверения, которое дает право бесплатного проезда на оленях по всему миру.

Сергей ДЕРГАЧЕВ

 

27 резиденций Деда Мороза создано сегодня на территории России

Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами ее малолетних детей.

Источник: сайт «Интересные факты: самое невероятное и любопытное в мире»

Добавьте «Газета ВОЛГА» в свои избранные источники ⟶

Другие читаемые новости нашего сайта

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *