Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов

Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов

Долг, вера, отвага

Под таким девизом выполняли свой интернациональный долг военные автомобилисты. И после службы эти слова являются основой их жизни.

Человек за рулем

Говорят, один человек не может понять другого до конца, если не пережил такие же боль или радость. Может, в этом есть определенный смысл. Так же и в профессии. Когда сам умеешь что-то делать, то это не кажется трудным. И наоборот. Наверное, так думают многие гражданские, которые получили водительские права, купили автомобиль и рулят себе по дорогам, не считая шоферские навыки недосягаемым мастерством. А в наше время, когда каждый третий водитель — женщина, не уметь управляться с машиной вообще считается чуть ли не признаком дурного тона.

Во времена моей молодости, когда про коробку-автомат и кондиционер в салоне можно было только в фантастических романах прочесть, профессия водителя была весьма уважаемой и казалась нелегкой. Ранние подъемы, трудная дорога, ответственность у кого за людей, у кого за груз, ремонт при любых погодных условиях и иные проблемы. Ну и, конечно, романтика, возможность увидеть страну, познакомиться с новыми людьми, вовремя кому-то доставить что-то необходимое. Это, впрочем, осталось со мной на всю жизнь, которую я частенько доверяла человеку за рулем.

Сельские мальчишки, мои ровесники, после школы уезжали учиться на водителей в Астрахань в школу ДОСААФ, потому что в военкомате предлагали им идти в армию, овладев воинской специальностью. И мотивировали тем, что и на гражданке права всегда помогут на хлеб с маслом заработать. Поступать в высшие и средние специальные учебные заведения было проблематично. И больше потому, что тогда в армию забирали из института без военной кафедры, и из техникума по исполнении 18 лет. А к вернувшимся из армии отношение было другое. Их и спрашивали на вступительных экзаменах не так строго, да и зачисляли иногда вне конкурса.

«Снова поворот, и косогор»

Так примерно все получилось и у уроженца Лиманского района Валерия Толстова. Сразу после средней школы он поступил в астраханскую школу ДОСААФ по направлению от военкомата. Пять месяцев учебы, экзамен и водительское удостоверение в кармане. А весной 1981 года 50 астраханцев отправились по призыву в Волгоград, где за три месяца прошли курс молодого бойца, приняли воинскую присягу и были отправлены в Афганистан выполнять интернациональный долг. Полученная специальность водителя стала основой для того, чтобы новобранцы были зачислены в 375-й отдельный батальон материального обеспечения 5-й гвардейской стрелковой дивизии, базировавшейся в городе Шинданд. Как и все солдаты срочной службы, военные водители фотографировались для альбома. И некоторые снимки посвящали дорогам, которые им приходилось преодолевать. Я намеренно написала «преодолевать», потому что характеристика этих трасс несколько мрачновата. Бетонка, а кое-где и грунтовка протяженностью около 700 км от Кушки до Кандагара проходила по пустынному горному плато Наумид, что в переводе с фарси — плато Отчаяния. Затем следовала по окраине пустыни Смерти (Дашти-Марго), пересекала 126 мостов сомнительной инженерной конструкции, 6 перевалов и отроги гор Гиндукуша.Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов

В составе 375-го батальона было 5 рот. Валерий служил в первой, где вместе с ним было 70 водителей, и у каждого свой «Урал-375». Ежедневно на дороге находилось по 50 автоколонн. Грузы перевозили самые разные. Это продовольствие и медикаменты, оружие и стройматериалы, горючее. О двух годах службы Валерий Степанович Толстов рассказал немного: Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов«Жили мы сначала в палатках, а потом построили ангары и бараки. Но больше времени проводили за рулем. Общая протяженность афганских дорог — порядка 18 тысяч км. Были среди них и бетонки, которые наши же и строили, но больше просто направления в степи и горах. Зимой на перевалах все дороги превращались в каток». О военных действиях мужчина ответил однозначно: стреляли. Потом немного добавил: «Попадали в засады, горели, падали в пропасть, сопровождали зенитные установки. А душманы? Ну душманы и душманы. Больше думали, как мирному населению помочь».Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов

Ну и о дальнейшей жизни после армии поговорили. Валерий Толстов, демобилизовавшись, поступил в рыбвтуз (нынешний АГТУ). Окончил факультет «Промышленное рыболовство», ходил в море. В вузе познакомился с будущей женой Оксаной. Семья Толстовых многодетная — два сына и дочь. Сыновья Денис и Данил отслужили в армии сполна, как и положено. Другого выбора, по словам отца, и быть не могло. А дочь Дарья еще учится.

«Бессмертный автобат»

Как известно, армию мужчины считают школой жизни, вспоминают ее всегда и многие сослуживцы периодически встречаются. Валерий Сайгаков, как и Валерий Толстов, прошел Афган и решил, что военный водитель тоже героическая армейская специальность. И на долю тех, кто был за рулем, порой приходится не меньше испытаний, чем на другие рода войск. Дорога длиною в жизнь военных автомобилистовСегодня Валерий Анатольевич — полковник и живет в Московской области. Именно он более двадцати лет назад и стал инициатором создания Содружества водителей и «Бессмертного автобата», в составе которого те, кто жив и здоров сегодня, и те, кого уже нет с ними со времен боевых действий и после службы. Время-то идет, но память остается. Водители-афганцы встречаются в Москве ежегодно 15 февраля, в день вывода войск из Афганистана, хотя День военного автомобилиста отмечается 29 мая. Содружество объединяет военных автомобилистов всей нашей страны и также из бывших республик СССР. Вспоминают товарищей, помогают вдовам и семьям погибших, сегодня переживают и поддерживают участников спецоперации на Украине, понимая, как им нелегко. Валерий Анатольевич — постоянный участник таких мероприятий.

А два года назад все мужчины Толстовы побывали не только на встрече воинов-интернационалистов, но и получили приглашение на концерт, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 31 годовщине окончания боевых действий в Афганистане. Концерт состоялся 15 февраля 2020 года в Лужниках.Дорога длиною в жизнь военных автомобилистов

Относительно своих боевых наград Валерий Степанович рассказал, что тогда главной была медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», которую он получил в 1989 году. А за год до этого был награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан. И это мужество и доблесть Валерий и его боевые товарищи стараются воспитать в своих детях и внуках.

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.