Астраханцы и несколько веков назад с размахом отмечали праздники

Настоящий День города

Настоящий День города

Астраханцы с самого основания города любят и умеют отмечать с размахом праздники, памятные даты и значимые события.

Еще секретарь голштинского посольства, знаменитый Адам Олеарий, в своих путевых записках в 1636 году описал, как астраханцы праздновали нечто подобное дню города: «1 августа русские совершили в Астрахани большое торжество, начав его с многократных салютов из пушек и полукартаульных орудий. Это было сделано потому, что в этот день в 1554 году город был взят у нагайских татар».

Исследовательница Елена Гусарова полагает, что 1 августа была торжественно заложена и русская Астрахань в 1558 году. Ведь православные отмечали в этот день праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, который соединяется с воспоминаниями о Крещении Руси.

Скорее всего, свидетельство Олеария означает, что именно в этот праздничный день 1558 года — 1 августа (через две недели после прибытия дьяка-градостроителя Ивана Выродкова) — состоялся так называемый чин закладки города. Это был обязательный, освященный византийской традицией ритуал, записанный в наказах градостроителям, данных из Москвы. Согласно таким наказам, «на том месте, где … городу быти, изготовя лес, прося у Бога милости и у Пречистой Богородице помощи и у всех святых и пев молебен, город обложить». Наказы четко предписывали начинать закладку крепости в праздничный день, проведя ряд ритуалов. Этот праздник, возможно, уже только как религиозный, продолжали праздновать с общегородским размахом вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Сохранились фото начала ХХ века, где показано массовое стечение народа на берег Кутума у Стрелки к Иорданской сени. На праздник Происхождения честных древ верующие активно участвовали в обряде водоосвящения, для чего в 1865 году и был построен Иордан — деревянный плавучий дебаркадер (Иордань, Иорданская сень). В 1872 году его заменили на постоянный на сваях, который был поставлен на Кутуме близ Стрелки. Новый дебаркадер представлял собой увенчанную главой с крестом ротонду, к которой вели мостки. Иорданскую сень приходилось периодически чинить. Последний ремонт производился весной 1913 года.

Астраханцы и несколько веков назад с размахом отмечали праздники
Приказано веселиться

В дореволюционной Астрахани хватало официальных торжеств, связанных с юбилеями государственных деятелей, важными событиями истории страны или самого города. Все они отмечались на уровне, нисколько не уступающем современному.

Особенно затратными и сложными в подготовке были торжества в честь приезда в Астрахань императора Александра II с наследником, будущим Александром III.

Еще в июне 1871 года из столицы уведомили нашего тогдашнего губернатора фон Биппена о том, что монарх с наследником прибудут в Астрахань 4 сентября в 11 часов утра. С ними ехала большая свита. Подготовка началась сразу — времени-то оставалось совсем немного!

В порту, в домике, где хранились деревянные суда Петра I, была смонтирована выставка, на которой представили все предметы, «которые, имея какое-либо историческое значение для края, могли быть удостоены высочайшего внимания». Так оказались тут плезир-яхта и верейка, орудия, якоря, бронзовый ковчег с «Учреждением для управления губерниями» — дар Екатерины II, знамена и бунчуки.

Еще одну выставку сделали в просторных залах городской думы — в здании на пересечении нынешней Советской и Володарского. Это была «Выставка образцов естественных произведений и промышленной деятельности Астраханской губернии».

Не удивит современных горожан то, что город к приезду «высокого лица» спешно приводили в порядок: центральные улицы «исправляли», дороги… утрамбовывали. В порту установили деревянную с украшениями триумфальную арку, а дорогу для движения гостей от порта к центру города выровняли, усыпали чистым песком и обсадили деревьями. Из нее впоследствии появился Александровский бульвар под южной стеной кремля.

Сам губернатор выехал навстречу гостям на пароходе, чтобы встретить их намного выше Астрахани — в Тюменевке, ставке калмыцких князей Тюменей, героев войны 1812 года (ныне – село Речное). 2 сентября состоялась встреча в Тюменевке, разумеется, выдержанная в калмыцко-буддийском колорите. Здесь было и богослужение в Хошеутовском хуруле, и скачки, и танцы, и борьба.

В Астрахань гости прибыли на громадном пароходе «Император Александр II», и собравшийся на берегу народ издали смотрел на их приближение. При подходе судна к пристани раздался колокольный звон, военный хор исполнил гимн, заиграли военные оркестры.

Удивительно, но пароход причалил ровно в 11 утра 4 сентября, как и было обещано. Гостей встречали представители городских и губернских властей, всякие «депутации» (от ремесленников, чиновников, инородцев и других). Депутаты думы поднесли царю хлеб и соль на золоченом блюде. От пристани гости на колясках в сопровождении огромного конного конвоя направились в город.

Астраханцы и несколько веков назад с размахом отмечали праздники
Сама программа пребывания была очень насыщенной. Царя водили в Успенский собор и дом губернаторов, в женскую гимназию и Персидскую мечеть, в армянский собор и татарскую мечеть, в мужскую гимназию, в порт и на выставку, в городской сад и театр. Везде ему подносили подарки и необычные сувениры. В вечернее время город был празднично иллюминирован. Собственно, в Астрахани царь пробыл всего день, а затем отправился осматривать рыбные промыслы.

Также в Астрахани пышно праздновали значимые всероссийские события, например, коронации монарших особ. Так было с подготовкой к празднованию дня коронования Александра III. Наша городская дума на заседании 9 марта 1883 года избрала целый комитет, который при участии городского архитектора Коржинского составил программу празднования.

Предположено осветить все крупные объекты в центре города, улицы и здания; украсить колокольню, дом губернаторов, Гостиный двор и думу деревянными многоцветными вензелями и гербами, в том числе Астрахани и уездных городов губернии, а также портретами государя и государыни и их «гальванизированными бюстами». Предполагались также спектакли в Зимнем театре для учащихся, раздача сувениров, праздничные обеды для гарнизона и заключенных, бедных в богадельнях и больницах.

Так и было сделано. Для трехдневных торжеств 15-17 мая 1883 года город осветили цветными фонариками и бензиновыми лампочками, украсили транспарантами и флагами, устраивали фейерверки и представления гимнастов цирка братьев Готфруа на народном гулянии. Учащиеся учебных заведений смотрели спектакли и получали памятные подарки (сладости, лимонад). Порядок в городе обеспечивали пожарные конные стражники, полицейские и казаки. Затрачено на все было порядка 10 тысяч рублей.

Праздновались на общегородском уровне и всякого рода открытия — новых зданий, учреждений, транспортных средств. Так, на уровне общегородского праздника отмечалось открытие нашего трамвая в 1900 году. В 9 утра 11 июня состоялось первое и самое знаковое торжественное мероприятие. В трамвайном депо, откуда должен был стартовать первый вагон, собрался цвет города. Сам губернатор Михаил Газенкампф, городские власти во главе с городским головой, епископ Сергий. Здание депо было освящено, затем губернатору вручили электрическую кнопку, нажав которую, он подал ток в контактную сеть. Раздался государственный гимн, исполнявшийся военным оркестром. Трамваи пошли по улицам. А вечером в саду Аркадия для строителей трамвая организовали грандиозный банкет, на который из казны выделили 2,5 тысячи рублей.

Не менее ярким стало и освящение пожарного парохода «Астрахань» 9 мая 1902 года. Это судно было выстроено на верфи в Гельсингфорсе, считалось новейшим и максимально оснащенным, стоило 170 тысяч рублей.

На пристань прибыл губернатор Газенкампф с чиновниками, здесь его встречали городской голова (мэр) Плотников, депутаты думы. Капитану парохода подарили икону Николая Чудотворца, покровителя мореходов, которую тут же освятили. Гости осмотрели судно, затем его освятили, после чего последовало настоящее водное шоу, ставшее прообразом Дня рыбака, с таким размахом отмечавшегося в Астрахани уже в позднее советское время. Из пожарных труб парохода выпущены огромные фонтаны воды, которые покрыли поверхность Волги на расстоянии 30 сажен. Другой пароход-пожарный «Самара» также выпускал фонтаны воды, стоя поодаль, на рейде.

Водное шоу и маневры шли до 14 часов, затем губернатор на «Астрахани» отправился в поселок Калмыцкий Базар (Приволжье) и обратно.

Астраханцы и несколько веков назад с размахом отмечали праздники
И христианство, и язычество

Городские власти старались как можно ярче обставить празднование крупных религиозных событий, не оставляя это важное дело «на откуп» любителям.

Вот, например, общегородским мероприятием для православных горожан, в первую очередь, было водосвятие на реке Кутум, проходившее в новогоднюю неделю. Так, 6 января 1900 года от Успенского собора в кремле огромная масса верующих направилась организованно и торжественно, под звон колоколов, к Стрелке. Здесь людей ожидал тот самый Иордан, вокруг которого разместили флаги и целую выставку ледяных фигур соответствующей тематики. Изо льда были высечены крест, врата, гигантские подсвечники и даже целая часовня. Причем лед был окрашен синим, розовым и голубым. Создатели скульптур ходили в толпе с высеченными изо льда кружками, в которые им клали деньги. Как только началось торжественное пение, в небо выпустили 100 голубей, которые долго кружили над часовней. Как только молебен кончился, народ бросился к прорубям на Волге, многие купались. Разумеется, безопасность мероприятия обеспечивала полиция, а безопасность купавшихся — полиция речная.

Очень популярными были городские увеселения на пасхальную неделю. В них основным был именно развлекательный компонент. Поэтому массово продавались тематические сувениры, пасхальные сладости, газеты публиковали много статей, так или иначе приуроченных к Пасхе (например, о религиозных паломничествах, святых местах, праздниках). К пасхальным дням приурочивались значимые городские начинания — начало строительства Дома трудолюбия, открытие летней «колонии отдыха» для школьников и другие. Обязательно проводились детские мероприятия, которые курировались представителями власти и благотворительных кругов, в первую очередь, женами губернаторов. На открытых площадках города — в садах, скверах, на площадях — работали карусели, зверинцы, аттракционы, выставки диковин. Ведь массовый характер праздника обещал и значительные прибыли.

Летом городских праздников тоже хватало. Михаил Рыбушкин в 1841 году описывает гуляние на праздник 19 августа в честь Донской Божией Матери. Проводили его «на пространной равнине между бугром Армянским … и Казачьим ериком», как бы у подножия храма во имя Донской Божией Матери. «В это время равнина… наполняется толпами казаков и городских жителей, а дорога, ведущая к этому бугру, изпещряется множеством палаток, из коих некоторыя служат для отдохновения почетных зрителей, а другия для развлечения простаго народа. По собрании посетителей и по приезде Атамана казачьяго войска, казаки выезжают на большую дорогу и показывают свое удальство в скачке; в стрелянии в цель и в поднимании на всем скаку с земли монет и бросаемых вещей. Зрелище это иногда достойно удивления…»

Еще одно подобное празднество проводилось 1 октября по соседству — у Покрово-Болдинского монастыря, когда «множество народа наполняет … ограду и … веселится до полуночи на приятном берегу протока и в окрестностях монастырских».

А еще горожане, особенно казаки, ежегодно участвовали в странном религиозном празднике, посвященном… животным. 18 августа, каждый год, на площади перед церковью Святого Михаила (Михаилоархангельской) собирались владельцы со своими лошадьми. Это был «лошадиный праздник». Церковь не сохранилась — она стояла на Кутуме в Ямгурчеевой слободе. Святой Михаил, глава небесного воинства, почитался служилыми, военными людьми, а его верные сподвижники — святые Флор (Фрол) и Лавр — считались покровителями лошадей. В самой церкви один придел был построен в честь этих святых. Итак, лошадей приводили на площадь, и было их так много, что она вся бывала запружена ими и их хозяевами. После утренней службы в церкви весь этот «табун» освящали и благословляли, окропляя святой водой.

Радмила Таркова

Добавьте «Газета ВОЛГА» в свои избранные источники ⟶

Другие читаемые новости нашего сайта

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *