Астрахань купеческая

Астрахань купеческая

Что стоит за этим выражением

Астрахань дореволюционной поры была не только центром транзитной торговли, портом и рыболовецкой столицей, но и городом с неплохо развитым производством различной продукции — и сельскохозяйственной, и промышленной. Мы с удивлением можем видеть, что создавалась она на предприятиях, принадлежавших многочисленным прославленным местным купеческим династиям. Происхождение их было самым интернациональным — русские, армяне, персы. Таковы были Телетовы, Беззубиковы, Догадины, Сапожниковы, Лбовы, Воробьевы, Артемьевы…

Купец-универсал

В первую очередь они «обыгрывали» тему рыбы. Тут и выработка селедочного масла, использовавшегося в качестве горючего, для чего в окрестностях работали многочисленные жиротопные заводы. Это и изготовление копченой и соленой рыбы, и заготовка балыков, для чего требовались коптильни. Черная икра, которую, добиваясь разнообразного оригинального вкуса, приготовляли по нескольким рецептам, тоже являлась продуктом местной промышленности. В первые годы ХХ века появились местные рыбоконсервные заводы, например, в поселке Бирючья Коса. Консервы тогда широко рекламировались и не считались пищей бедняков, относясь к изыскам.

Славилась Астрахань с XVII века «шелковыми огородами» и виноградниками. Завели их в 1650-е годы, а потом по приказу Петра I расширили. Выращиванием тутовых или шелковичных деревьев занимались также купцы. В частности, был такой крупный персидский предприниматель Маматагей Заманов, который на берегу Кутума содержал сад, а в нем — шелковый завод. На территории этого сада выстроили летний дворец для Петра I.

Работали заводы по переработке фруктов. В конце XIX века славились «Астраханские маринады Василия Заславского». Продукция была награждена на Саратовской сельскохозяйственной выставке 1893 года и в 1894 году уже в Санкт-Петербурге, на международной выставке. Были в Астрахани предприятия по производству различных напитков. Например, славился на рубеже веков завод искусственных минеральных вод Пржеволоцкого. Конкурировал с ним завод Никольского, производивший фирменный прохладительный напиток «Нектар», клюквенный квас и прочее «на аппаратах самой новейшей усовершенствованной конструкции».

Пиво заводов Вейнера вообще было знаменитым в России. В конце XIX века крупнейший торговый дом «Вейнер и сын» не только содержал пивоваренный завод, но и 37 торговых питейных заведений.

Астрахань купеческая

Еще в начале XVIII века Петр I потребовал от астраханского губернатора организовать в кратчайшие сроки портовое хозяйство. Чтобы обслуживать быстро разраставшийся флот, понадобились сначала механические мастерские, а потом и заводы. Занимались они уже не только судоремонтом, но и судостроением. Бурное развитие этих предприятий происходило во второй половине XIX века.

В 1828 году с астраханских верфей сошли пароходы «Кама» и «Предприятие», бывшие до 1845 года единственными представителями парового флота в дельте Волги. В 1855 году был заложен Астраханский механический завод для ремонта и постройки пароходов. Здесь ввели в эксплуатацию новый док для одновременного ремонта семи-восьми морских судов. В 1879 году был возведен завод Артемьева на берегу Волги. В 1880-х работали заводы Фаддеева, Александрова, Бермана, Киреева, Милютина. В 1880-е годы возникли мастерские Сапожниковых, Муравьева, Зверевых, Красавина, Седова, Сапуна, Сычева, Якунчикова. В 1887 году на заводе Сапожниковых был построен пароход «Алексей Сапожников», совершавший пассажирские рейсы до Нижнего Новгорода. В конце 1880-х на Форпосте был открыт завод Родионова, занимавшийся постройкой баркасов и колесных пароходов. Часть таких предприятий после революции прекратила свое существование, а на базе некоторых сформировались затем крупнейшие предприятия советского периода.

Городские стройки обеспечивались материалами собственного производства. Ведущими специалистами кирпичной и изразцовой продукции были известные армянские купцы Телетовы.

Новаторы поневоле

Прославили наш город изобретатели-новаторы, тоже бывшие представителями купечества.

В 1883 году в Москве вышла брошюра, написанная Николаем Ивановичем Артемьевым совместно с братом Дмитрием, в которой объяснялись новые принципы и приемы перевозки нефти по воде на судах. Братья Артемьевы, по сути, и есть изобретатели первых танкеров. Первое нефтеналивное судно они построили в 1873 году, а уже вслед за ними способ перевозки нефти по морю на специальных судах с емкостями-танками переняли во всем мире, и он получил название «русского». Еще 1873 году братья переделали небольшое ловецкое судно «Александр» для налива нефти, устроив в нем ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости ее выгрузки и погрузки. Понятно, что купцы стремились увеличить прибыль и обогнать конкурентов. Но тайны из нового способа они не делали, позволив ему широко распространиться, что стало стимулом для развития нефтяной промышленности и водного транспорта: появились нефтепроводы, нефтеперегонные заводы, нефтяное отопление на паровых судах, возникли пристани и склады в Баку, Астрахани, Царицыне, Нижнем Новгороде и других городах.

Наши купцы отметились в рыбоохранной деятельности. Самые прогрессивные понимали необходимость остановить хищническое истребление речной и морской фауны, в том числе посредством возобновления поголовья рыб различных пород. Примером является деятельность знаменитых астраханских купцов — братьев Воробьевых, получивших прозвище «русские американцы» за смелость и размах. Константин Воробьев был членом Совета общества рыболовства, которое занималось изучением естественных условий жизни ихтиофауны и ее промышленного значения. Он проявил себя как практик, предприняв первую попытку научного разведения в Каспии пород промысловых рыб, не встречающихся в нем. Осенью 1901 года около Порт-Петровска в море выпустили два вагона живой камбалы, доставленной с Балтики. В апреле 1902 года два вагона камбалы привезли с Черного моря. В 1903 году выпустили в Каспий камбалу, кефаль и скумбрию, которых доставили в цистернах с черноморской водой.

Воробьевы участвовали в создании первого астраханского холодильника для рыбы на реке Болде, который исправно работал еще и в советское время. Сегодня от него остались лишь руины.

Астрахань купеческая была и городом-пионером в деле создания и популяризации детских садов. Известная в дореволюционное время семья армянских купцов Телетовых, ведущих производителей кирпича, изразцов и красок, была передовиком и в деле просвещения. В 1909 году среди инициаторов создания детского сада для мальчиков и девочек на улице Спасской (ныне — Молодой Гвардии) была одна из дочерей Никиты Телетова. В 1910 году Ева Телетова открыла детский сад в доме Бахровой, между улицами Кирова и Дарвина. В сад принимали мальчиков и девочек в возрасте с 4 до 7 лет и обучали их по системе немецкого педагога Фребеля. В 1911 году Телетова открыла частное училище 3-го разряда в доме напротив Мариинской женской гимназии (ныне — консерватория).

Радмила Таркова

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.