Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Картины известного француза – в Астрахани

Работы, благодаря которым можно не только познакомиться с творчеством художника Анри де Тулуз-Лотрека, но и вдохнуть атмосферу столицы Франции конца XIX – начала XX века… 31 января в Цейхгаузе Астраханского кремля открылась выставка уникальных литографий.

Ах, Париж, Париж!..
Автор фоторепортажа — Максим Коротченко

В память о роскошной поре

Собрание приехало из Санкт-Петербурга, из галереи «Арт Центр». Её организаторы на протяжении нескольких лет занималась приобретением из частных коллекций Франции и Бельгии литографий (графических работ) известного французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Коллекция окончательно сформировалась в 2012 году и с тех пор путешествует по России. В Астрахани она впервые.

Выставочный проект «Paris, Paris…» объединяет 52 литографии и одну книгу 1920 года выпуска, иллюстрированную работами Тулуз-Лотрека. Афиши легендарных парижских заведений, портреты танцовщиц и артисток кабаре, зарисовки из повседневной жизни, а также эпизоды из «цирковой» серии позволяют не только познакомиться с творчеством признанного мастера, но и прикоснуться к атмосфере роскошной и безмятежной поры истории Парижа, именуемой «Прекрасная эпоха».

В целом же Тулуз-Лотрек оставил огромное наследие – более 6 000 произведений. Это не только живописные полотна и литографские работы, но и небольшие зарисовки, наброски, этюды. Он не выходил из дома без художественных принадлежностей, поэтому мог отражать в своём блокноте жизнь Парижа такой, какой её видел. В кафе или на улице – он рисовал без конца, где бы ни находился.

— У меня сложилось впечатление, что Париж времён Тулуз-Лотрека – город, готовый ко всему новому, революционному, – шепчутся посетители. – Посмотри на яркие образы людей… Они ждут перемен, и перемены происходят.

Достаточно вспомнить, что Париж в конце XIX века проводил всемирные выставки, где находили своё отражение все достижения научного-технического прогресса – от фотоаппарата до эскалаторов.

Есть ещё одна причина посетить выставку «Paris, Paris…» (кстати, в Астрахани она пробудет до 22 марта). Анри де Тулуз-Лотрек был одним из родоначальников рекламы – того, с чем сегодня мы сталкиваемся каждый день. В коллекции есть много интересных афиш и постеров.

Ах, Париж, Париж!..

Анри де Тулуз-Лотрек: краткая биография

Французский мастер прожил мало – он умер в 37 лет. При этом период его активного творчества составил 20 лет.

1864 год – 24 ноября в фамильном замке в Альби в знатной семье рождается старший сын, его полное имя Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа. «Маленькое сокровище», наследник всех титулов и владений древнего и богатого рода, что сулит ему праздную и обеспеченную жизнь, типичную для людей его круга.

1878 год – происходит два несчастных случая. Анри, упав со стула, ломает левую ногу, а год спустя при тех же обстоятельствах и правую. С этого момента обе ноги Анри перестают развиваться, а его рост останавливается на отметке 152 см. Во время реабилитации мальчик увлекается рисованием. Его любимой темой становится цирк, куда он часто ходил со своим первым наставником – анималистом Рене Пренсто. Анри привлекают главным образом лошади, первоклассные наездники и наездницы, акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты.

1882 год – переезжает вместе с матерью в Париж, где продолжается учиться в мастерских у художников: сначала у Леона Бонна, затем у Фернана Кормона.

1884 год – переселяется на Монмартр. Родительское состояние даёт ему возможность быть полностью независимым в творчестве. Анри окунается в ночную богемную жизнь, путешествует по Франции, также выезжает в Брюссель и Лондон.

1899 год – после падения на улице в состоянии сильного алкогольного опьянения помещён родными на два с половиной месяца в психиатрическую клинику близ Парижа. Диагнозы – алкоголизм, сифилис, переутомление. Реабилитация на побережье Бордо и в Гавре не помогает ему избавиться от алкогольной зависимости.

1901 год – возвращается в Париж совершенно больным и приводит дела в порядок. Уезжает на побережье Атлантики, где после инсульта его разбивает паралич. 9 сентября умирает в родовом поместье близ Бордо на руках у матери, не дожив до 37 лет несколько месяцев.

Ах, Париж, Париж!..

Не прижизненные, но тоже ценные

Насколько ценны экспонаты, входящие в состав выставочного проекта «Paris, Paris…»? Можно ли их считать оригиналами? На эти вопросы ответила научный сотрудник Цейхгауза Астраханского кремля, экскурсовод Кристина Сафаргалеева.

— Выставка представляет собой печатные листы. Сразу оговорюсь: это не оригиналы, созданные рукой самого Тулуз-Лотрека в конце XIX века. Его оригинальные литографские работы находятся в музее его имени в его родном городе Альби. В экспозиции представлены оттиски с литографских камней, переизданные определённым тиражом в 1948, 1964, 1967 и 1985 годах по заказу французского издательства с согласования основного музея.

Литографские работы именно Тулуз-Лотрека сохранились не только в его именном музее в городе Альби. Они есть и в собраниях российских музеев, например, в Пушкинском музее и в Эрмитаже. Собственно, коллекционеры приобретают эти литографии за ценностью того, что они были созданы именно самим художником. Но и те литографии, что представлены на этой выставке – а это уже работы, конечно, не прижизненные – тоже ценны, потому что они были выпущены ограниченным тиражом с оригинальных литографских камней, с тех самых, которые изготавливал, которыми пользовался Тулуз-Лотрек.

Примерно с 1890 года художник начал заниматься созданием печати – литографией, офортами. Подготовка этого вида графики позволяет изготавливать тираж – то есть серию. Камни, с которых были напечатаны эти литографские оттиски, сохранились. И поэтому по ним можно восстановить и воссоздать новые работы уже в современное время.

Ах, Париж, Париж!..

Заключение: признание после смерти

Он увековечил в своём искусстве обитателей самого богемного округа Парижа – Монмартра, где он жил и творил. Как ему, отпрыску аристократического рода, это удалось? Определённо, это был вызов всему респектабельному обществу. Открытое пренебрежение нормами и условностями морали.

Тулуз-Лотрек не питал иллюзий в отношении праздничной мишуры Монмартра: его работы предельно откровенны, и за показным блеском богемной жизни зрителям открывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Вряд ли бы кто-то сегодня помнил имена звёзд кабаре, если бы не образы произведений Тулуз-Лотрека. Их жизнь – яркая вспышка: несколько лет оглушительного успеха на сцене, а потом- забвение. Удивительная схожесть с судьбой самого художника, который прожил короткую и драматичную жизнь. Когда-то даже родственники, которым он дарил свои картины, просили его не подписывать их. А мать, отвечая на вопрос, кто её любимый художник, говорила: «Только не мой сын».

Оценён вклад Анри де Тулуз-Лотрека в мировое искусство был только после смерти. Конец гонениям, которым подвергались его работы, пришёл в 1922 году, когда в его родном городе Альби основали, на сегодняшний день обладающий одной из самых полных коллекций произведений этого теперь уже признанного мастера.

А что же литографии? Анри де Тулуз Лотрек смог привнести то радикально новое (особенно в «коммерческое искусство» уличного плаката), что оказало значительное влияние на формирование графического языка последнего десятилетия XIX века, эпохи блестящего расцвета литографии.

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Поделиться новостью

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики


  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    Комментарии читателей сайта размещаются после модерации. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.