Затерянные в степи

Пять самых непонятных сооружений области

Пять самых непонятных сооружений областиФото Максима Коротченко


В степях Астраханской области спрятано много необычного. Иногда настолько необычного, что сложно сразу догадаться о его предназначении. «Волга» подготовила свой рейтинг самых непонятных сооружений нашего региона.

Международный аэропорт «Басы»

Фото Валерия Смирнова

Фото Валерия Смирнова

При подлете к Астрахани за десять минут до посадки самолета в иллюминаторе можно попытаться заметить спрятавшуюся среди песков взлетно-посадочную полосу. При этом вблизи полосы нет ни населенных пунктов, ни даже нормальных дорог.
На месте картина еще больше впечатляет. Едешь по степной дороге, вокруг полупустыня, и тут грунтовка переходит в сделанную из ровного асфальта взлетно-посадочную полосу с частично сохранившейся разметкой. Выглядит это так, как будто аэродром куда-то несли и потеряли ВПП по дороге.
Рассказывают, что раньше это место служило аэродромом рассредоточения для военных самолетов. Несколько раз там даже совершали посадку военные МиГи. Сейчас от аэродрома остались лишь недостроенные здания и взлетно-посадочная полоса, которая используется в качестве тропинки местными стадами коров.

Мост в никуда ни над чем

Фото Валерия Смирнова

Фото Валерия Смирнова

Промышленная железнодорожная ветка, ведущая из Астрахани в Нариманов, в целом ничем не примечательна, кроме одной странности. Посреди степи для нее построен целый мост, по которому она проходит над неиспользуемой грунтовой дорогой. Для сравнения: чуть дальше, на пересечении с федеральной трассой М6, та же самая ветка имеет обычный переезд.
Рассказывают, что несколько десятилетий назад к планам по развитию города Нариманова подошли с типично советским размахом. Начали строить огромный по площади судостроительный завод и под это создавать соответствующую инфраструктуру. Вокруг Нариманова даже проложили объездную автомобильную дорогу, предполагая, что населенный пункт с таким крупным предприятием может значительно вырасти.
Экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы: в 90-е годы судостроительный завод оказался практически невостребованным, движение по железнодорожной ветке постепенно прекратилось, а объездная дорога вокруг города, который можно проехать насквозь за две минуты, и вовсе перестала иметь всякий смысл. А забытый в степи железнодорожный мост над заброшенной дорогой остался стоять.

Самый редкий на Земле

Фото Максима Коротченко

Фото Максима Коротченко

Город Нариманов вообще может считаться столицей странных объектов области, даже история его создания связана с одним из них – астраханским вододелителем. Несмотря на то, что из-за масштабов сооружение сложно не заметить, загадочность придают слухи о его истинном предназначении.
Рассказывают, вододелитель работал по принципу крана-шлюза. В обычном состоянии, когда все затворы открыты, 2/3 воды уходят по основному руслу Волги, а 1/3 уходит в Бузан. При закрытии затворов уровень воды перед вододелителем поднимается на 4,5 метра и баланс меняется: 2/3 потока начинают уходить в Бузан, а 1/3 остается основному руслу.
Смысл таких переключений заключался в увеличении количества воды в восточной части дельты, где располагаются нерестилища. Особенно это было актуально в 60-70-х годах прошлого века, когда маловодный период на Волге совпал с увеличенным забором воды на сельскохозяйственные нужды.
По прямому предназначению вододелитель успел поработать 6 раз, последний – в 1989 году. Но затем маловодные годы кончились, как и деньги в стране на подобные проекты. Со временем механизмы затворов пришли в негодность, поэтому сейчас рыбе в восточной части дельты особо не на что надеяться.
Поскольку в мире подобных сооружений всего два, жителям нашей области, работающим на вододелителе, можно смело гордиться своей специальностью. Звание «сторож вододелителя» заслуживает книги рекордов Гиннесса как одна из редчайших профессий на Земле.

Кольцо без начала и конца
Север Астраханской области, известный военными полигонами, настолько загадочен, что даже изучать многие его уголки лучше исключительно по картам. Но и на них можно найти много необычного.
Недалеко от Ахтубинска расположено железнодорожное кольцо с депо и насыпью, не соединенное ни с одной действующей линией. Выглядит так, как будто кто-то построил себе модель игрушечной железной дороги в полный размер.
Рассказывают, объект служил для испытаний техники (вроде кольца института железнодорожного транспорта в Московской области) либо – это просто бывшая мишень на полигоне. В настоящее время кольцо никак не используется и, по словам местных жителей, рельсы с него активно растаскивают. Неудивительно, учитывая, что в соседнем Казахстане подобным образом исчез целый мост из металлоконструкций, когда-то использовавшийся для нужд одного из советских полигонов.

Петровский маяк

Фото Максима Коротченко

Фото Максима Коротченко

Единственный, не относящийся к советскому времени объект – морской маяк в селе Вышка Лиманского района. Примечателен тем, что к этому маяку суда подойти никак не могут — из-за отсутствия поблизости моря.
Рассказывают, что так было не всегда. Во время строительства тогда еще деревянного маяка в 1761 году уровень Каспийского моря был значительно выше, маяк стоял на морском берегу.
Причем маяк использовался по прямому назначению вплоть до гражданской войны ХХ века, а вдали от воды оказался в 1928 году, когда уровень Каспия резко пошел на спад.
Сейчас море ушло так далеко, что увидеть его проблематично даже с самой высокой точки маяка. На самом горизонте, присмотревшись в бинокль, можно разглядеть узкую полоску взморья..Акустическая система JBL Flip II FLIPIIBLUEUМосквеплатная регистрация

Добавьте Газета «ВОЛГА» в свои избранные источники ⟶

Другие читаемые новости нашего сайта

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *