Великие кораблекрушения прошлого на Каспии

Истории кораблекрушений XVI века

фото из архива автора

Нижняя Волга и Каспий — опасные и непредсказуемые водные пространства, их капризы часто стоили жизни военным морякам, пиратам, купцам и простым пассажирам. И в эпоху парусного флота, и с расцветом парового судоходства случались кораблекрушения и пожары, взрывы и исчезновения людей, делались попытки поставить дело спасения терпящих бедствие на государственные рельсы.

Дело рук утопающих

Жуткие истории о кораблекрушениях на Каспии относятся к XVI веку, когда проворные английские купцы налаживали через Астрахань — молодую русскую крепость — торговые контакты с Персией.

Шестое путешествие в Персию англичан — агентов Московской компании -описал его участник Кристофер Бэрроу. 1 мая 1579 года судно англичан торжественно покинуло Астрахань, шкипер хорошо знал море. Но на обратном пути у острова Четыре Бугра корабль затерло во льду. Его разгрузили, и англичане с товарами поплыли к острову на лодках-паузках, но потеряли управление и дрейфовали 40 часов. Затем им пришлось, оставив весь товар, идти пешком по льду, в тумане, без еды и не зная дороги. После многодневных блужданий по замерзшему взморью они без потерь дошли до Красного Яра, затем до Иванчуга и пришли в Астрахань в последний день ноября. Астраханский воевода отправил за оставленными на льду товарами казачий отряд, доставивший все в город.

Лишь почти через 300 лет после этих событий в Астрахани была налажена служба спасения на водах.

«Общество подания помощи при кораблекрушениях» состояло «под Августейшим покровительством ея императорского высочества государыни цесаревны». Главное правление находилось в Петербурге.

Астраханское отделение приступило к работе с 1872 года. 6 декабря 1873 года возле пристани пароходного общества «Кавказ и Меркурий» была открыта Астраханская зимняя спасательная станция. Почетными членами общества были епископ Астраханский и Енотаевский, губернатор Биппен и другие важные персоны.

Общество распространяло сведения «о приведении в чувство утопающих», устраивало спасательные станции и внедряло на судах и пристанях «предохранительные снаряды и спасательные средства».

У нас ему чаще всего приходилось помогать терпящим бедствие ловцам. При оказании помощи решающую роль играли пароходы разных владельцев. В ноябре 1891 года ловцы были застигнуты в море внезапными морозами. Для их спасения была командирована шхуна «Крейсер», ей помогал пароход судоходной инспекции «Иоанн». Несмотря на сильный туман, спасателям удалось спасти семь лодок с людьми около Зюзинской россыпи.

7 ноября посланы в море пароходы «Стража», «Смотритель» и «Утро». Они помогли 116 ловецким лодкам более чем с 500 ловцами. Всем спасенным выдавали хлеб и спирт.

В 1912 году северное побережье Каспия потрепал мощный ураган. Много ловецких судов унесло в море вместе с людьми, где их затерло во льду. Спасти их мог ледокол — но его не было. Поэтому принято решение о строительстве ледокола для Астраханского края. В 1914 году финские корабелы выполнили заказ, создав отличный речной ледокол, названный «Каспий».

Дым на воде

Согласно заметке в № 2 астраханской газеты «Восток», за июнь 1866 года, в связи с крупным пожаром на Волге поступило предложение создать речную полицию из моряков. Но работа ее в Астрахани развернулась лишь с 1876 года. Главной обязанностью была борьба с пожарами на кораблях и спасение тонущих судов. Полиция располагала пароходом, 8-весельным парусным катером с приспособлением для брандспойта, тремя малыми разъездными лодками.

Но с пожарами справиться не удавалось.Только в навигацию 1897 года было восемь крупных пожаров на пароходах и баржах. Сгорели прямо в черте города или на пути от Астрахани до моря пять пароходов разных фирм, восемь барж, взорвались котлы на пароходах «Князь Вяземский» и «Екатерина». Настоящая «эпидемия» пожаров вспыхнула на Волге в 1914 году.

В Астрахани в конце XIX века едва ли не каждый год горели лесные пристани на реке Болде: в 1889 году пожар нанес убытков на несколько тысяч; в июле 1891 года пожары уничтожили пристани Позолотина и Кузнечикова; в ноябре 1892 года при пожаре нефтяных барж сгорело 26 судов.

27 мая 1897 года в Астрахани начался мощный пожар нефтеналивных барж у острова Заячий, буксиры пытались оттаскивать горящие баржи в сторону, затапливать горящие суда. Течение отнесло одну баржу в ерик, где она зажгла целый рыбный промысел, а другая — сад на берегу.

В этом же году из-за обмеления Волги произошло много столкновений судов, были жертвы.

Все решает жадность

Грустную статистику приводят «Памятные книжки» губернии. Из-за морских штормов в навигацию 1873 года потерпело крушение 10 судов. В 1877 году погибло 19 судов, в навигацию 1880 года на Каспии погибло 26 астраханских судов.

Пароходных предприятий в Астрахани было много, и они жестоко конкурировали. В ход шли подкуп чиновников, обман и, конечно, умение экономить на всем.

Не зря астраханская пресса начала ХХ века обвиняла в такой «экономии» общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и другие. Особенно страдали сезонные рабочие, артели, отправлявшиеся на заработки, бедняки, перемещавшиеся в поисках лучшей доли. Для них алчные судовладельцы придумали IV класс, то есть просто место на открытой палубе, где люди ютились вповалку, без защиты от ветра, воды или солнца. Поэтому бывали случаи гибели до нескольких сотен человек. Особенно — если судно тонуло ночью и далеко от берега.

В начале 1900-х введены меры по защите здоровья рабочих на рыбных промыслах. При перевозке на судах рабочих на промыслы и обратно должно быть было не более четырех человек на одну квадратную сажень судовой палубы или пола в трюме. При перевозке более 300 рабочих на судне должен ехать фельдшер с запасом лекарств.Действие правил распространялось на все речные и морские промыслы в ведении Управления рыбными промыслами.Нарушителей штрафовали на 500 рублей. В реальности же нормы выполнялись редко.

Настоящие войны вели экипажи судов рыболовного надзора (управление Каспийско-Волжскими рыбными и тюленьими промыслами) с судами браконьеров. В октябре 1905 года против рыбнадзорского парохода «Николай» выступило около 30 ловецких бударок, с которых вёлся ружейный огонь. Были жертвы. В апреле 1906 года ловцы подожгли судно рыбнадзора фирмы «Братья Сапожниковы». В сентябре отмечено вооруженное столкновение экипажей пароходов рыбнадзора «Стража», «Наука» и «Казачек» с толпой браконьеров-«обловщиков».

Вода приходит сама

18 ноября 1899 года на город налетел страшный шторм. На берегу Волги осталось без повреждений лишь несколько судов. Пароходы налетали на баржи у пристаней, в доках в воду срывало суда, стоявшие на ремонте, затонула целая плавучая пристань Милютина, прямо у пристани Купеческого общества затонул пароход «Омега», а деревянную плавучую купальню Баскакова вышвырнуло… на пристань Родионова. Разбило в щепы пристань товарищества братьев Нобель. Ближе к взморью, на Жилой Косе, 50 рыбниц выкинуло на берег, а у острова Четыре Бугра сорвало и унесло в море плавучую больницу, за которой погнались два буксира.

19 мая 1892 года шторм на Волге повредил береговые укрепления, погибло много судов, разрушена городская платформа у Старой биржи, волжская купальня разбита в щепки.

Loading...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *