В реках Астраханской области находится почти 200 затонувших судов

Несколько лет назад их было полтысячи

Несколько лет назад их было полтысячи

Почти 200 затонувших судов засоряют реки Астраханской области
Наш регион – лидер в Волжском бассейне по количеству затонувшихплавсредств. Но ситуация меняется к лучшему – еще несколько лет назад железных утопленников насчитывалось более 500.
Наследство 90-х
Проблему затонувших судов обсуждали в минувшую пятницу, 20 октября, на открытом форуме  Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и  прокуратуры Астраханской области, посвященном вопросам экологии.
В начале 2000-х годов в Волжском бассейне насчитывалось около двух с половиной тысячзатопленных плавсредств. Большинство из них досталось нам «в наследство» на рубеже веков, когда судоходные, транспортныеи рыболовецкие предприятия прекращали существование, а суда либо продавали кому попало, либо просто топили, чтобы не платить за утилизацию.
Находясь длительное время в воде, брошенные плавсредства загрязняют реки нефтепродуктами из танков и машинных отделений (бензин, дизтопливо, мазут), соединениями железа и тяжелых металлов. Вредна также «начинка» аккумуляторов. А если судно затонуло с остатками ядовитых грузов, последствия могут быть непредсказуемыми. Кроме того, затонувшие суда мешают судоходству, влияют на гидродинамические условия водоема, способствуют сокращению нерестилищ,и очень важно, что все это негативно отражается на водных объектах, являющихся источниками питьевого снабжения населения.
Каждый подъем уникален
Главная проблема в утилизации брошенныхплавсредств – поиск собственника. Если таковой находится, его обязывают очистить акваторию от опасного объекта. Но большинство не утилизированных до сих пор брошенных судов бесхозны. Подъем затонувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна. По оценкам специалистов, подъем одного плавсредстваможет стоить от нескольких сотен тысяч рублей до десятков миллионов.
В реке Кизань в Астраханской области находится один из самых крупных утопленников — жиромучной плавучий завод «Дон». Его длина — 72 м, высота борта — 5,7 м, затонуло судно в 2003 году, что привело к изменению течения реки. Поднять его пытались в 2008 году с помощью самого большого в России плавкрана «Волгарь», но попытка не увенчалась успехом — тросы не выдержали вес судна.

Темпы заданы
Тем не менее, проблема решается. Как сообщил Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов, в Волжском бассейне за последние 20 лет поднято почти две тысячи затопленных судов.
«Сегодня в Астраханской области нет таких судов, которые мешают судоходству, закрывают фарватер, создают реальную угрозу жизни и здоровью, — рассказал он журналистам. – Это полуразрушенные каркасы, остовы. Главный вопрос –финансирование работ по их утилизации. Многие из них находятся на большом удалении, и затраты по подъему подчас несоизмеримы с ущербом. Вытаскивать десять тонн ржавого металла, который уже невозможно пустить во вторичный оборот, или потратить эти деньги на ремонт дорог и другие социально значимые мероприятия – в каждом случае важно смотреть целесообразность».
Тем не менее, по словам Вениамина Селифанова, когда речь идет об экологии, говорить о «малом» или «большом» ущербе не приходится. Затонувшие суда будут продолжать поднимать. «С тем темпом, который задан в Год экологии, в том числе в каждом субъекте, думаю, год-два, и берега рек будут чистыми», — сказал он. Главное, сообщил он, что практически все, что на сегодня еще не утилизировано —  это не вновь появляющиеся плавсредства, «такого варварства больше нет».
Вера Волкова

Кстати
Механизм подъема и утилизации бесхозных затонувших плавсредствдолжен быть разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года, на нее ужевыделено257 млрд рублей из федерального бюджета.
Факт
Как сообщили нам в Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуре, по данным ФБУ «Администрация волжского бассейна» в акватории водных объектов области на территории Ахтубинского, Черноярского, Наримановского, Икрянинского, Камызякского, Володарского, Харабалинского, Енотаевского, Приволжского, Красноярского районов области, Ленинского района города в затопленном и полузатопленном состоянии, на береговой линии находится 192 неподнятых плавсредства.



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *