История общественного транспорта Астрахани

40 и 50 лет назад в Астрахани появились новые виды транспорта

фото - Alex Timon, Википедия

40 лет назад астраханцы не знали, что такое маршрутное такси, а полвека назад — жили без троллейбусов. Как же развивался транспорт, изменяя городские пейзажи?

Трамваи: более века

Началось все с трамваев. Первый пошел по астраханским рельсам 24 июня 1900 года. Трамвайный маршрут огибал кремль с восточной и южной сторон: двигаясь в сторону Варвациевского канала, выходил на Александровский бульвар (ныне площадь Ленина), поворачивал у Крымской башни и шел в обратном направлении. Как вспоминали очевидцы, в то воскресенье все вагоны были полны, кондукторы работали, не покладая рук. А многие обыватели буквально не вылезали из трамвая в течение дня.

Утром по этому поводу состоялся молебен в Астраханском кремле на Соборной площади у Лобного места. А вечером в курзале сада «Аркадия» организаторы гордо поднимали тосты за развитие трамвайного движения. И их гордость была оправдана. Астрахань стала всего лишь десятым городом России, где открылось трамвайное движение. После Киева и Нижнего Новгорода, Севастополя и Курска, Казани и Житомира. А ведь в Москве и Петербурге горожан еще перевозили конки! Здание трамвайного депо располагалось у кремля. И там же возникла транспортная структура, на десятилетия определившая название части города у северной стены кремля — «кольцо». Здесь трамваи разворачивались.

Протяженность трамвайных путей к концу XX века в Астрахани составляла около 65 км, самих трамваев было более 200.

Троллейбус: 50 лет

Уже в конце 50-х годов прошлого века стало понятно, что Астрахани нужны троллейбусы. И они появились буквально накануне 50-летия Октябрьской революции, в 1967 году.

Тогда было построено здание троллейбусного депо, контактные сети, реконструирована улица Савушкина. Желающих стать водителями троллейбусов оказалось много. Пришло 120 человек, а нужно было 40, пришлось выбирать. За два дня до праздника 12 троллейбусов пустилось в путь, чтобы в праздничный день 7 ноября уже вполне привычно доставить граждан к центру города, где происходила демонстрация.

В час дня у входа в трамвайно-троллейбусный парк собралось городское начальство, торжественно перерезали красную ленточку, и троллейбус со строителями и чиновниками поехал к стадиону. Водителем троллейбуса № 1 был Иван Иванович Аристов. А на следующий день было открыто уже регулярное сообщение, и новый вид транспорта стали осваивать все желающие астраханцы.

Первый маршрут был проложен от стадиона до клуба тепловозо-ремонтного завода. Затем его продлили с 18 до 25 км, до самого ТРЗ. Второй маршрут появился в 1980 году, третий, связавший вокзал с аэропортом, — в 1986-м. Первые троллейбусы проработали лет 12, потом началась их замена.

Маршрутки: 40 лет

А еще через десять лет появились и первые маршрутные такси. Новый вид транспорта появился в Астрахани зимой 1977 года. Как писала газета «Волга», шесть новых 12-местных микроавтобусов «РАФ-2203» вышло на линию 7 февраля. Первый маршрут соединял железнодорожный вокзал и аэропорт, проходя через автовокзал. Продолжительность его составляла 35 минут, а цена билета — 15 копеек (если от ж/д вокзала до автовокзала, то вообще гривенник). Посадка пассажиров производилась на остановках, а высадка — по требованию, разумеется, если при этом не нарушались ПДД. Первыми водителями «Рафиков» стали лучшие сотрудники АПАП № 2, обладающие большим стажем.

Трамвайные маршруты менялись, и 60 лет назад на месте бывшего трамвайного кольца у кремлевских стен появился сквер. Хотя горожане еще долго по привычке говорили «в кольце», «у кольца». Тогда же, кстати, согласно сборнику «Промышленная Астрахань»(1959 года) был заложен бульвар на площади Ленина. И еще в Астрахани появилась новая отрасль коммунального хозяйства — горгаз. Но это уже совсем другая история.

Ольга БОРИСОВА

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников отдела краеведческой литературы областной библиотеки имени Н. Крупской.



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *