Интервью с «оскароносным» астраханцем Владимиром Меньшовым

Режиссер рассказал о своем отношении к Астрахани

Среди наших земляков — народных артистов России — самым титулованным является Владимир Меньшов. Астраханцы любят и гордятся своим знаменитым «оскароносцем», недаром он Почетный гражданин города Астрахани.

Пять его фильмов вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. А картину «Москва слезам не верит» зрители называют лучшим фильмом за 100 лет существования российского кино. Фильмография же самого Меньшова составляет более 160 картин. Только в последние годы он снялся в таких популярных телесериалах и фильмах, как «Легенда № 17», «Екатерина», «Экспириенс», «Уходящая натура», «Москва. Центральный округ. Последний сезон», «Млечный путь» и других.

— Владимир Валентинович, вы режиссер довольно закрытый. Скажите, почему так редко даете интервью. Считаете, что вам это не надо, хотя ваша профессия публичная, или вы не слишком жалуете прессу?

— Нет, я не закрытый человек, легко общаюсь и с коллегами, и с прессой. В свое время я сказал очень много, но если возникла некая пауза на информационном поле, то она связана с тем, что ничего нового в моей жизни не происходит. Повторяться в сотый раз, как я получал «Оскар» или как я снимал фильм «Москва слезам не верит», поверьте, мне не хочется.

Когда выходят новые картины или когда я снялся в очередном фильме, я обязательно для раскрутки прибегаю к вашему брату. Так что я отнюдь не закрытый человек.

— У каждого маститого хорошего режиссера есть всегда один фильм, который является его визитной карточкой. Например, у Георгия Данелия в активе около 20 фильмов, но самый лучший — «Не горюй!». У вас же сразу четыре визитные карточки: «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-Мырли». Как удалось с ними попасть в десятку?

— А почему четыре фильма называете, а фильм «Зависть богов» разве плохой?.. Не знаю, как все получилось. Это сродни какому-то чуду. В нашей практике самое трудное — выбор материала. Ведь то, что ты снимаешь, в этом заключается твоя жизнь, вся твоя накопленная культура. Мне ведь предложили сразу два фильма снимать: «Осенний марафон» и «Москва слезам не верит», я выбрал последний. Он для меня показался ближе моему мироощущению. Также произошло и с картиной «Любовь и голуби», а после большого перерыва и с «Ширли-Мырли». Этим не поделишься. Это надо прожить. Вот сейчас я бы хотел тоже снимать что-то интересное, новое. Мне приносят сотни сценариев, но я к ним отношусь очень осторожно. Пока больше сам снимаюсь, первое образование у меня ведь актерское.

— Чаще всего режиссеры делятся на две категории: тех, которые снимают фильмы для эстетов, например, Иван Дыховичный, и тех, которые снимают фильмы массовые, для зрителя, как вы — народный режиссер. В ваших фильмах проскальзывает астраханский юмор, чувствуется, что к сценариям вы приложили и свою руку, особенно в фильме «Любовь и голуби». Образные выражения типа «ешкин кот» и другие так отдают южным юмором. Так ли это?

— Конечно, так. Родился и вырос я все-таки в простой деревенской семье. Мать моя была чаганская малограмотная крестьянка, у которой за плечами было два класса церковно-приходской школы. Но, несмотря на то что писала с ошибками, говорила она сочно и образно. С детства меня окружало много родни: дяди, тети, сестры. Позже мы переехали в Астрахань, в рабочий поселок. В юности я впитал в себя быт, уклад жизни провинциальной окраины, и когда мне попалась пьеса «Любовь и голуби», у меня внутри все всколыхнулось, все чувства, которые дремали во мне, выплеснулись наружу: вот она — моя юность, вот он — отчий дом. Я сразу же решил снимать картину.

— Насколько я знаю, к наградам вы очень осторожно относитесь, а кумиры у вас были, есть ли сейчас? Или вы идете своим меньшовским путем, не признавая никого?

— Конечно, были и остаются до сих пор. В кино для меня пример номер один это режиссер, мой педагог Михаил Ромм. Из зарубежных коллег хочу выделить великого Федерико Феллини, его фильм «8 с половиной» просто режиссерское совершенство, образец недосягаемости. Полвека прошло, как вышла картина, но в ней такая невероятная мощь, просто идеальное кино, хотя оно совершенно не в том формате, в котором я снимаю. Нравится мне и польский режиссер Анджей Вайда, его фильмы «Пепел», «Пепел и алмаз».

— Вы режиссер, актер, в свое время после развала Союза даже частью «Мосфильма» руководили. В последнее время много снимаетесь и в кино, и в телевизионных сериалах. Кем в большой степени вы себя ощущаете?

— Прежде всего режиссером, но в то же время я не умаляю и свои актерские работы: «Человек на своем месте», «Участок», «Дневной дозор» и другие. После роли Гесера — могущественного светлого мага в «Ночном дозоре» — у меня появилось много молодых фанатов. Пишу сценарии («Ширли-Мырли», «Зависть богов», «Дорога без конца»), в последнее время продюсирую фильмы («Китайский сервиз», «Китайская бабушка», «Екатерина») Так что работы хватает. А еще я преподаю во ВГИКе на актерско-режиссерских курсах.

— Действительно, мемуары некогда вам писать. А на внуков время остается?

— Очень мало. Но любую свободную минуту мы с женой Верой Алентовой стараемся отдать им. Не можем налюбоваться на Андрея и Таисию, такие они хорошие. Кстати, Андрей Гордин, сын Юлии, поступил в школу-студию МХАТ, таким образом, продолжил театральную династию.

— А что для вас Астрахань?

— Многое. Астрахань — город моих родителей. Отец мой Валентин Михайлович был военным, родился он на трусовской стороне, мама Антонина Александровна родом из низовьев Волги. 26 лет я прожил в Астрахани, здесь я окончил школу, в Братском саду первый раз поцеловался с девушкой, первый раз подрался. Кстати, люблю купаться в Волге — каждый раз, как только приезжаю, иду купаться на Стрелку.

В Астрахани прошли мое детство, отрочество и юность, сюда я всегда возвращаюсь с удовольствием. Люблю бродить по старым улочкам, гулять в кремле и выезжать на природу. Запах свеженькой ушицы на берегу реки всегда бередит душу и навевает приятные воспоминания. Я всегда с удовольствием возвращаюсь в город своей молодости.

Loading...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *