Балерина из астраханской династии Тихомировых рассказала о звездной карьере в Большом театре и о личной жизни

Для «Газеты ВОЛГА» она дала интервью

Для "Газеты ВОЛГА» она дала интервью

11 марта исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося французского и русского солиста балета, гениального хореографа, театрального деятеля Мариуса Петипа. Астраханский театр оперы и балета посвятил памяти великого хореографа два концерта.

В «Петипа-гала» приняли участие все солисты астраханского балета, а также мировые звезды балета: ведущие солисты балета Большого театра Анна Тихомирова и Игорь Цвирко, премьеры Мариинского театра Надежда Батоева и Евгений Иванченко. Больше всего цветов и оваций досталось Анне Тихомировой. Ее пластика, грация, артистизм, безудержный темперамент, наконец, красота покорили астраханцев.

Анна Тихомирова своей родословной связана с Астраханью. Она внучка прославленного тренера по художественной гимнастике, заслуженного тренера СССР, Почетного гражданина города Астрахани Людмилы Тихомировой.

Для «Газеты ВОЛГА» балерина дала интервью.

— Анна, почему вы выбрали балет? Бабушка Людмила Александровна не пыталась влиять на выбор профессии?

— Конечно же, пыталась. Передо мной всегда стоял выбор, кем быть: гимнасткой или балериной. Ведь мой папа Николай Тихомиров – премьер Литовского национального театра оперы и балета, последние 25 лет работал в театре Н. Касаткиной и В. Васильева. Я с раннего детства приобщалась к балету, мне нравились танцы, постановки, костюмы, весь этот праздничный антураж. Бабушка же всегда хотела, чтобы мы со старшей сестрой занимались художественной гимнастикой. Сестра в детстве даже стала заниматься этим видом спорта. Я посмотрела на ее занятия, и мне показалось, что очень тяжело. Меня же бабушка показывала знаменитой Ирине Виннер. Та сказала: «Данные хорошие, будем растить олимпийскую чемпионку». Но я хотела танцевать, мне казалось, что это такое легкое занятие. На семейном совете решили, что нам обеим надо продолжить балетную династию. Думаю, что правильно сделали. Сейчас моя сестричка живет в США, в основном преподает в большой балетной школе, изредка танцует.

— Вам достался счастливый билет. Из Московской академии хореографии сразу попали в Большой театр. Потом в 2012 году вместе с супругом Артемом Овчаренко приняли участие в проекте канала «Культура» «Большой балет» и взяли гран-при. На балетном небосклоне, пожалуй, у вас самый романтичный союз.

— Счастливый билет – это ежедневный труд. Мне нравится моя профессия, люблю танцевать, постоянно развиваюсь и совершенствуюсь, всегда критически отношусь к себе. Я не танцую ради того, чтобы стать примой — живу и наслаждаюсь самим процессом. В Большом театре я прошла путь от артистки кордебалета до первой солистки театра. Что касается проекта «Большой балет», то, безусловно, телевидение дало нам определенную популярность, нас стали чаще приглашать в проекты, программы. В Большом театре тоже стали чаще ставить нас в пару. А ведь до проекта в театре мы вместе мало танцевали. У Артема были свои партнерши, у меня — свои партнеры. Проект, действительно, оказался счастливым случаем.

— В проект «Петипа-гала» вас пригласило руководство Астраханского театра оперы и балета?

— Да, конечно, и лично руководитель балетной труппы театра Константин Уральский. Мы поддерживаем с ним отношения, дружим. Вам повезло, что такой мастер работает у вас. Он создал замечательную труппу. Раньше я и представить не могла, что в моей любимой Астрахани такой балет. Это замечательно!

— Как правило, великие балерины — Павлова, Уланова, Плисецкая и другие — не познали счастья материнства. Для них карьера, мировая слава были превыше всего. В конце прошлого года у вас родилась дочь. Не боялись выпасть из обоймы?

— Я никогда не боялась потерять профессию. У меня не было сумасшедшей цели быть лучше всех. Считаю, что для женщины главное — семья и материнство. Я благодарна Господу Богу, что у меня все это есть. Восемь лет мы состояли с моим супругом в романтических отношениях, хотя он сразу после нашего знакомства предложил руку и сердце, но я сама не хотела свадьбу. А летом 2016 года Артем все же настоял на свадьбе, сказал, что родным и близким надо рассказать историю нашей любви. Это было настолько красиво и романтично, я испытала столько сильных эмоций, что теперь всем молодым советую: свадьба должна быть обязательно. После свадьбы я поняла, что нам нужен ребенок. Ровно через год, 6 августа, у нас родилась дочь. Мы назвали ее Арианна. В этом имени соединены Артем и Анна.

После рождения ребенка вы быстро обрели форму, вернулись в Большой театр. Век балерины короток: в 36 лет уже заслуженный отдых. Ваши планы, как я поняла, продолжать дальше реализовываться в профессии?

— Солисты балета уже в 33 получают пенсию. Работа балерины, действительно, на износ, вредное производство: покрути на одном пальчике 33 фуэте… Но сейчас все изменилось. Если ты в хорошей форме и твое тело позволяет танцевать, то можно работать до 40 лет.

В январе, когда малышке исполнилось пять месяцев, я вышла на сцену. Сейчас репетирую «Анну Каренину». 1 апреля буду танцевать «Сильфиду». Раньше я все время пропадала в театре, сейчас после спектакля, репетиций спешу домой, отказываюсь от длинных гастролей. В конце февраля только на два дня летала в Лондон. С Арианной сидит моя мама, она певица — исполнительница народных песен. Бабуля все время поет дочери песни, они ей нравятся, без них она уже и не засыпает.

— В последнее время имя вашего мужа на слуху. На новогодних каникулах в Большом в спектакле П. И. Чайковского «Щелкунчик» вот уже несколько лет он танцует партию Щелкунчика-Принца (в свое время ее танцевали Владимир Васильев, Николай Цискаридзе), снялся в кино про Рудольфа Нуреева. Как уживаются в семье два премьера, две творческие личности?

— Очень счастливо! Мы понимаем друг друга с полуслова, с мимолетного взгляда. В нашей жизни всем движет любовь. Все начинается с любви! Всегда радуюсь успехам Артема, он уже давно премьер Большого театра. Мужчинам все же легче добиться успеха, их меньше. Вместе с труппой много гастролирует. 1 апреля уезжает на месяц на гастроли в Европу вместе с выдающимся балетмейстером Джоном Ноймайером. Я, к сожалению, на такой большой срок не могу уехать от нашей малышки.

У Артема много интересных проектов. Английский режиссер Ричард Смит в свое время пригласил его на роль Нуреева в свой художественно-документальный фильм «Танец к свободе». Фильм с успехом был показан на экранах Австралии, Германии, Франции, США и других стран, россияне его тоже увидели. 17 марта исполняется 80 лет со дня рождения великого артиста балета, знаменитого балетмейстера Рудольфа Нуреева. В этот день на канале «Культура» будет показан этот фильм.

— Анна, вы чувствуете связь с Астраханью?

— Бесспорно. Астрахань всегда в моем сердце. Когда мы учились в школе, то с сестрой каждые летние каникулы по три месяца жили у бабушки. Нам очень нравилось гостить у нее. Единственное, что нас напрягало, — ежедневные занятия гимнастикой. Она говорила, что если человек хочет чего-то добиться, то надо вставать в шесть утра и тренироваться, организм просыпается и заряжается на весь день. Но много позже я поняла бабушкины слова, а тогда мы нехотя занимались по утрам, а потом бежали на пляж. Небольшой дебаркадер перевозил нас на другую сторону Волги. Бабушка сама была трудоголиком, работала по 15-18 часов в сутки и от других требовала того же, поэтому, наверное, у нее были и успехи в работе.

— А какие у вас любимые места в Астрахани?

— О, их очень много! Мы с сестрой облазили буквально все уголочки Астрахани. Конечно, нам нравится кремль, Волга, набережная. Говорят, сейчас она такая большая, почти 3 км. Нравятся астраханские овощные и рыбные базары. Их очень любит моя мама. Когда бывает в Астрахани, она всегда покупает овощи и восхищается ими: «Это же натуральный, экологически чистый продукт, никакой химии, пестицидов. А вкус арбузов, запах мясистых помидоров — это что-то!» Вот и сейчас мой папа на рыбном рынке закупает презенты для друзей.

Где-то около пяти лет я не приезжала в Астрахань и не видела Театра оперы и балета. Для меня он стал просто потрясением. На месте Ленинского парка, где я любила гулять и кататься на лодочках, вырос настоящий храм искусств.

— Когда в следующий раз вы приедете в Астрахань?

— Сейчас у меня напряженный график: помимо выступлений, мы с папой даем мастер-класс в Школе олимпийского резерва по художественной гимнастике имени Л. Тихомировой. Так хочется посмотреть, как изменился город, погулять по улочкам. Обязательно этим летом приеду с дочерью. В дальнейшем, на следующий год, планирую в Астрахани дать концерт либо мини-спектакль в память о бабушке. Ей ведь 2 января 2019 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения.

 Справка: Анна Тихомирова — лауреат Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2005). В 2012 году завоевала гран-при телеканала «Культура» в конкурсе «Большой балет» — вместе с Артемом Овчаренко (ее супругом) и признаны лучшей парой проекта.

В 2005 году окончила Московскую государственную академию хореографии и была принята в балетную труппу Большого театра. В репертуаре артистки – ведущие партии таких балетов, как «Сильфида», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Баядерка», «Дон Кихот», «Эсмеральда» и других.

Работала с такими всемирно известными хореографами, как Макгрегор, Форсайт, Ноймайер, Крэнко, Григорович, Лавровский, Ратманский и другие. Участница множества балетных фестивалей по всему миру. Представляла российский балет на лучших сценах мира: в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио, Монте-Карло, Милане, Мадриде и других городах. Проводила мастер-классы в Лос-Анджелесе в балетных школах.

Другие читаемые новости нашего сайта

Новости СМИ2

Новости Медиаметрики



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *