Астраханские коллекционеры несколько столетий хранили шедевры искусства

Коллекционер — увлечение серьезное

http://agkg.ru

Хорошо известно, что коллекционер — это собиратель редкостей или интересных предметов, зачастую настолько увлеченный, что готов потратить на новую «жемчужину» коллекции последние средства. Наслышаны люди и о том, что основу музейных собраний тоже составляют коллекции — оружия, костюмов, монет, украшений, — часто переданные в дар именно коллекционерами. В истории Астраханской губернии также есть славные имена собирателей предметов искусства, известные далеко за пределами региона.

Откуда ноги растут

Можно считать, что зеленый свет для собирательства древностей и всяких забавных «куриозов» был дан указом Петра I, в котором предписывалось частным лицам и чиновникам искать, сохранять и бережно переправлять в столицу необычные «произведения» природы, археологические находки и вообще все, что может быть достойно любопытства и изучения. В 1719 году была открыта Кунст-камера в Санкт-Петербурге, куда и стекались находимые населением «кундштюки».

Астраханский губернатор Артемий Волынский, занимавший этот пост в 1715-1719 годах, широко оповестил местное население об указе и сам активно участвовал в собирании редкостей, лично отправляя находки в столицу. В 1722 году из Астрахани в Петербург поступили «изображения фигур по большей части бронзовых божеств, людей и животных, которые были найдены в окрестностях…».

Одержимый купец

Был в Астрахани XIX века и свой местный «Третьяков». В 2006 году Астраханской картинной галерее, именовавшейся тогда в честь Бориса Кустодиева, было возвращено имя ее основателя — астраханского купца Павла Догадина. У Догадиных в Астрахани было много домовладений, свой магазин и гостиница «Догадинская».

В 1918 году Павел Михайлович подарил городу свою художественную коллекцию из сотни картин и рисунков, 90 автографов и библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани». Ее он активно собирал с 1910 по 1917 годы, и до сих пор историки спорят: хотел ли Догадин с самого начала подарить эти сокровища городу или же просто был вынужден отдать их, дабы спасти от разграбления.

Как бы то ни было, 3 ноября 1918 года в доме Догадина на набережной реки Кутум специальной комиссией была составлена опись коллекции, создано Положение о музее, а сам Догадин назначен его заведующим. Название музею дали «Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина». Увы, сам Павел Михайлович в декабре 1919 года умер от тифа в крайней бедности, так что даже похоронили его за казенный счет. Однако он успел организовать поступление в галерею и других городских художественных собраний.

На парадной лестнице галереи установлена памятная доска с надписью «Астраханская картинная галерея основана 15 декабря 1918 года Павлом Михайловичем Догадиным».

Черное золото и китайский фарфор

С 1893 по 1914 годы в Астрахани жил австрийский коммерсант Оттон (Отто) Яковлевич Виблингер. Приехал он с молодой женой Жозефиной, торговал себе «черным золотом» — икрой для фирмы «Иван Каттус в Вене» — и быстро прослыл меценатом и любителем искусства. О нем писали газеты. В его доме на Белорусской улице разместилась необычная коллекция искусства и антиквариата, шкафы с редкими книгами, он подружился с местными художниками, помогал проводить их выставки и успел купить работы Кустодиева, Горюшкина-Сорокопудова и Мальцева. Когда началась Первая мировая война, коллекционер просто закрыл свой дом… и уехал навсегда. А коллекция осталась в Астрахани и по инициативе Павла Догадина тоже была передана в первый художественный музей. Коллекцию передавали в присутствии председателя военного совета Людвига Гавра.

До сих пор посетители Картинной галереи могут видеть собранные Виблингером персидские изразцы, китайскую и японскую посуду, европейские живописные полотна и мраморные статуи, а гости Краеведческого музея — старинные персидские шлемы, кольчуги и щиты.

С королевским размахом

Астраханские «рыбные короли» — купцы и промышленники Сапожниковы — знамениты не только как богатейшие горожане, принимавшие у себя в гостях самого царя Александра II, но и как владельцы первоклассной коллекции картин.

Еще в начале XIX века их собрание европейской живописи прославилось полотном Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Впрочем, эти предприимчивые люди видели в произведениях искусства скорее выгодную инвестицию, поэтому охотно продавали свои приобретения музеям и другим коллекционерам. «Мадонну Бенуа» продали Эрмитажу. К 1918 году в коллекции Сапожниковых остались почти одни фамильные портреты, и когда их городской дом пострадал в ходе революционных боев, остатки коллекции передали в Картинную галерею в 1919 году. Из редкостей этого собрания городу достались гравюры французских авторов Лармессена, Бакуа и Симоно XVII-XVIII веков, которые точно изобразили сражения петровской эпохи.

Однофамильцы

До сих пор и Картинная галерея, и Областная научная библиотека имени Крупской не нарадуются на коллекцию астраханского библиофила и филантропа Ивана Акимовича Репина (1841-1908). Если бы не он, не было бы теперь у нас почти 9 тысяч листов западноевропейской гравюры да еще такого уровня, что и Европе впору позавидовать. Репин охотно дарил собранные его семьей книжные памятники городу, а после его смерти наследники передали его книжное собрание в тогдашнюю Губернскую библиотеку. Сейчас бывшая коллекция Репина поделена между АОНБ имени Крупской и Картинной галереей.

Женская рука

Выделяется среди коллекционеров Астрахани Евдокия Иродионовна Нешмонина (1871-1961) — художница, ученица Павла Власова, учитель рисования и черчения, преподаватель Астраханского художественного училища. Принимала участие в самых первых выставках художников молодого советского государства. Работала рисовальщицей в археологических экспедициях по Астраханскому краю в первые годы советской власти, сама собирала предметы искусства стран Востока: на астраханских базарах в ту пору можно было купить все, что угодно.

В отделе зарубежного искусства Картинной галереи можно видеть изящное японское панно из дерева и перламутра, уникальные резные кубки из слоновой кости, подаренные художницей. Могила Нешмониной — единственная из захоронений наших выдающихся коллекционеров. Она сохранилась и доступна для посещения на главной аллее Старого кладбища.

Эстафету приняли

Современные астраханские коллекционеры в меньшей степени увлекаются собиранием произведений искусства. В основном они бережно сохраняют и сами изучают разнообразное историческое наследие края: фотографии, старинные открытки с видами города, афиши театров и этикетки уже давно несуществующих производств, старинные морские карты, редкие книги… Но, как и их предшественники в годы существования губернии, все они охотно делятся своими коллекциями с музеями, участвуют в выставках, пишут статьи и даже издают книги.



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *